Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ударение в именах существительных



1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняют ударение на последнем слоге: парте΄р, жалюзи΄, диспансе΄р, несессе΄р и др.

2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков:

-ал (в иноязычных словах): пена΄л, фина΄л, кварта΄л (обратите внимание на это существительное: оно имеет ударение на конечном слоге в любом значении!)

-атай: глаша΄тай, согляда΄тай, хода΄тай (обратите внимание на произношение производных от этого существительного — ходатайство, ходатайствовать),

-провод (в сложных словах): газопрово΄д, мусоропрово΄д, нефтепрово΄д. Именно в этих словах ударение часто ставят в середине слова. Это вполне объяснимо: в русском языке действует тенденция к так называемому ритмическому равновесию, то есть к постановке ударения в середине слова в многосложных словах. Однако слова, оканчивающиеся на –провод, следует произносить именно с ударением на последнем слоге.

-ение (в отглагольных существительных): долбле΄ние, усугубле΄ние, мышле΄ние (форма мышление является устаревшей).

-мен (в словах из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме΄н, джентльме΄н, но: ба΄рмен. Особое место занимает существительное греческого происхождения фено΄мен— «редкое, необычное, исключительное явление». Оно не связано с английским -мен «человек» и используется в отношении как одушевленных, так и неодушевленных объектов. Сейчас отдельные словари допускают произношение феноме΄н по отношению к человеку. Однако если хотите произвести впечатление высокообразованного человека, то следует придерживаться нормы фено΄мен в любом случае.

3. Ударение многих производных слов часто определяется по тому слову, от которого они образованы.

Так, отглагольные существительные на -ие (слова на -ение не подчиняются этому правилу, но об их произношении сообщалось выше) обычно имеют ударение на том же слоге, что и соответствующий глагол. Именно эта группа слов вызывает большие трудности в речи. Поэтому в случае сомнения подберите соответствующий глагол и проверьте ударение по нему: сосредото΄чить – сосредото΄чение, упро΄чить – упро΄чение, обеспе΄чить - обеспе΄чение, испове΄дание, вероиспове΄дание (от испове΄дать веру).

Существительные с финалией на –ота имеют два варианта ударения в зависимости от того, образованы они от глагола или от прилагательного.

Ударение на последнем слоге (-ота) имеют существительные, образованные от прилагательных: по΄лный — полнота΄, немо΄й— немота´. Существительное сирота΄ (во множественном числе — сиро΄ты) тоже образовано от прилагательного, правда, почти вышедшего из употребления (си´рый), поэтому подчиняется этой же модели. Ударение на предпоследнем слоге (-ота) имеют существительные, образованные от глаголов: дрема΄ть—дремо΄та, лома΄ть—ломо΄та, зева΄ть—зево΄та.

4. Место ударения в существительных с одинаковыми финалиями может зависеть от значения слова.

Так, слова на -лог, называющие лиц по роду занятий, имеют ударение в середине слова: фило΄лог, зоо΄лог, ихтио΄лог. Существительные, называющие неодушевленные объекты, произносятся с ударением на последнем слоге: моноло΄г, диало΄г. Обратите внимание на слова катало΄г, некроло΄г, в их произношении очень часто допускают ошибки. Ни в коем случае не следует произносить анало΄г. Это слово имеет ударение в середине слова — ана΄лог.

По значению определяется ударение и в словах на -метр. Безударный последний слог имеют существительные, обозначающие различные приборы: баро΄метр, гальвано΄метр, хроно΄метр (но: амперме΄тр, вольтме΄тр). Единицы измерения (киломе΄тр, сантиме΄тр, миллиме΄тр) произносятся с ударением на последнем слоге. Иное произношение — показатель очень низкой культуры!

5. Иногда постановку ударения в существительном определяет целая система факторов.

Так, в словах на -анин наиболее частотным является ударение на втором от конца слоге (горожа´нин, волжа´нин, земля´нин, углича´нин, марсиа´нин). В словах, заимствованных из старославянского языка (их можно узнать по значению и сфере употребления: книжные слова абстрактной или религиозной тематики), ударение падает на последний слог (граждани´н, христиани´н, селяни´н, славяни´н, мещани´н). Слова, связанные с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими сюжетами, обычно имеют ударение на том же слоге, что и те географические названия, от которых они образованы (афи´нянин, ри´млянин).

Одним из самых сложных и противоречивых является постановка ударения в существительных на –ия. В настоящее время ударение имеет тенденцию перемещаться к концу слова. Так, нормативным является произношение индустри´я, металлурги´я, полиграфи´я, тогда как формы инду´стрия, металлу´ргия, полигра´фия уже являются устаревшими. Подобное колебание наблюдается и в существительном кулина´рия, однако кулинари´я воспринимается как разговорный вариант.

Постановка ударения может зависеть и от числа слогов. Так, трехсложные слова обычно имеют ударение на первом слоге (а´рия, ма´фия). Но есть здесь и исключения: месси´я, стихи´я.

Колебания в ударении могут быть связаны и с профессиональной средой. Так, в речи медиков обычно встречается произношение флюорографи′я, эпилепси′я, наркомани′я, однако основным литературным вариантом является произношение флюорогра′фия, наркома′ния, эпиле′псия. При затруднении следует обращать внимание на конечное сочетание гласных и согласных. Так, ударение на –ия преобладает в существительных с финальными звуками: -кардия, -тезия, -филия, -термия, -стения, -хрония, -терапия, -скопия, -атрия, -псия, -ургия (тахикарди´я, анестези´я, некрофили´я, металлотерми´я, астени´я, синхрони´я, трудотерапи´я, диаскопи´я, педиатри´я, литурги´я). Безударное –ия имеют существительные с финалиями: -фобия, -логия, -гамия, -номия, -мания, -гения, -мония, -тропия, -нария, -графия, -тория, -метрия (исключение — асимметри´я, существительное симметрия основным имеет вариант симметрия, симметрия выступает как литературный, но не основной, а допустимый вариант),-рессия, -патия, -кратия, -ция (русофо´бия, аполо´гия, монога´мия, гастроно´мия, наркома´ния, аго´ния, филантро´пия ветерина´рия, кулина´рия, орато´рия, астроме´трия, агре´ссия, гомеопа´тия, психопа´тия, плутокра´тия, кардиогра´фия, девальва´ция, стагна´ция, конфирма´ция).

Возможны колебания и в существительных с одинаковыми финалями. Обратите внимание на произношение слов с конечным -ерия: фее´рия, фанабе´рия, мисте´рия – истери´я, дuфтери´я, остери´я (трактир в Италии). Подобные колебания мы находим и в существительных на -фония: какофо´ния, симфо´ния— телефони´я, полифони´я, стереофони´я.

Иногда разное ударение характеризует даже слова с одним и тем же корнем. Так, существительные догово´р, пригово´р имеют, ударение на последнем слоге, тогда как существительное за´говор произносится с ударением на приставке. Формы до´говор, при´говор трактуются как допустимые варианты, однако в официальной обстановке лучше произносить догово´р, пригово´р, тем более что иное произношение может быть расценено собеседником как проявление низкой культуры говорящего.

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

 

1. Произнесите следующие существительные:

1. Аналог, вероисповедание, намерение, визави, каталог, квартал, некролог, слабина, сосредоточение, упрочение, феномен, ходатайствовать, бармен, вандал, мусоропровод, путепровод, дремота, немота, сирота, завсегдатай, зевота, километр, дозиметр, мышление, монолог, соцобеспечение, приговор, договор, рассредоточение, соболезнование, соглядатай, глашатай, укорочение, факсимиле, нагота, скукота, ломота, чернота, фискал, каннибал, славянин, диалог, каталог, фенолог, барометр, хронометр, ознакомление.

2. Стереофония, какофония, симметрия, асимметрия, рекламация, профанация, урбанизация, стагнация, полиграфия, стенография, флюорография, идеография, феерия, жандармерия, мистерия, периферия, акватория, экспрессия, телепатия, антипатия, бюрократия, русофобия, юдофобия, наркология, анатомия, мизантропия, кулинария, пневмония, индустрия, эпилепсия, перипетии, тирания, металлургия, биопсия, психиатрия, иглотерапия, гастрономия, стенокардия.

 

3. Отметьте случаи неверного ударения в словах. Исправьте ошибки.

Асимметри¢я, и¢конопись, ра¢курс, туфля¢, ста¢туя, упроче¢ние, ща¢вель, нефтепрово¢д, созы¢в, ката¢лог.

 

4. Прочитайте следующие фрагменты рекламных текстов, радиоречи и деловой речи, исправьте ошибки.

Вертикальные жа¢люзи; интересный ра¢курс; лекции по и¢конописи; едут сва¢ты; новый ката¢лог; на второй ква¢ртал.

Каким размером написана «Илиада» и «Одиссея» – ямбом или гекзаме¢тром?

 

5. Отметьте пары слов, в которых варианты ударения равноправны.

Казаки¢ – каза¢ки

И¢рис – ири¢с

Пе¢тля – петля¢

Ки¢рка –кирка¢

До¢ска – доска¢

Ко¢мпас - компа¢с

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.