Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ IV



1. Выпишите сочинительные и подчинительные союзы. Укажите их значение 1. Должно быть, я был страшно возбужден и бестолков, ибо только через несколько секунд заметил, что газета старая, немецкая, а не парижская, которую только что держал. (В.Н.) 2. Я никак не могу выяснить, как держалась Лиза, когда вызвали ее. 3. Нужно быть дураком, чтобы этого не понимать.
2. Раскройте скобки 1. (в) следствие сильного снегопада 2. делать (на) перекор желанию 3.узнать (на) счет подписки 4. перевести деньги (на)счет клиента 5. прокурор хорошо разбирался (в) следствии 6. (в) силу сложившихся обычаев 7. (в) заключение выступления 8. находиться (в) заключении 9. (в) место благодарности 10. (в) место укромное спрятаться 11. (в) отличие от поклонников 12. (в) продолжение событий 13. (в) продолжении романа 14. (в) течение пяти лет 15. (в) течении бурной реки 16. (не) смотря на неудачу 17. (не) что (в) роде шара 18. шел (не) смотря на обидчиков 19. (в) виду приближения осени 20. (на) подобие шара 21.иметь (в) виду ряд обстоятельств.
3. В каком падеже употреблены существительные? положить под диван уехать под вечер баночка под крем мужчина лет под сорок лежать под одеялом
4. Найдите в приведенных предложениях союзные слова и определите их синтаксическую роль в предложении 1. Наконец, он направился в гостиницу, где ждала его та – нежная, единственная, которую он так любил. 2. Теперь я живо представил себе, как она бы вскрикнула, как прибежала бы ко мне… 3. Ах, разве можно говорить о труде, когда речь идет о гармонии математических величин, о движении планет, о планомерности природных знаков?
5. В каждом ряду найдите «лишний» союз 1. а, но, и, зато, однако; 2. если бы, раз, ежели, так что, коли; 3. или, либо, то…, то…, то ли, …, да; 4. как бы, словно, несмотря на, будто, точно; 5. хотя, потому что, оттого что, так как, ввиду того что.
6.Найдите среди частиц формообразующие 1. Где-то на задворках памяти кричали петухи. 2. Но каковы бы ни были его недостатки, - он человек прямой, честный и добрый. 3. Ладно, пускай они вам не нравятся, - поверьте, я тоже кое-что смыслю в гастрономии. 4. Какой был последний ход? Поставьте-ка обратно и дайте подумать. 5. Да бросьте вы ерунду говорить! Заладили одно и тоже!
7. На какие разряды делятся частицы?  
8. Определите, в каких предложениях слово как – частица, в каких – союз, а в каких – союзное слово Как весело на даче. Не знаю, как и поступить. Бежит быстро, как ветер. Как скажешь, так и будет. Доложи, как мы будем существовать.
9. Укажите разряды междометий по происхождению. Приведите примеры  
10. Что выражают междометия, употребленные в предложениях? 1. Ах, какая прелесть! Чудо! 2. Чу! шуршат угрюмо крылья духов мести между скал! 3. Утром выйдешь в зал, - свечу объели, масло в кладовой, что поменьше, утащили в щели… Караул! Разбой! 4. О, золотые времена, где взор смелей и сердце чище! 5. Увы, как мало нас осталось. 6. Ну, сделай одолжение. Авось еще простят? А? подумай, как это неприятно, когда башку рубят. Что тебе стоит? Ну, покайся, - не будь остолопом. 7. Тьфу ты, прах побери… Провались ты совсем! 8. Ах! ах! Батюшки! Вот чертовы карты! 9. «Здравствуйте!»,- сказал я.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

К МОДУЛЯМ I-IV

Тест №1

1. Укажите имя существительное общего рода

1. террор 3. молодёжь

2. регби 4. выскочка

2. Укажите притяжательное прилагательное

1. весёлый 3. шоколадный

2. папин 4. оловянный

 

3. Укажите переходный глагол в прошедшем времени

1. спит 3. бежал

2. любит 4. вязал

4. Укажите собирательное числительное

1. три пятых 3. семеро

2. полтораста 4. пятьдесят третий

5. Укажите неопределённое местоимение

1. сколько 3. себя

2. некоторые 4. ничего

6. Укажите отрицательное наречие

1. сгоряча 3. кое-где

2. нигде 4. туда

7. Укажите разноспрягаемый глагол в условном наклонении

1. пришёл бы 3. бежал бы

2. пришёл 4. едят

8. Укажите разносклоняемое существительное в мужском роде

1. путь 3. пень

2. время 4. туфля

9. Укажите порядковое числительное

1. полтораста 3. пятиярусный

2. втроём 4. восемьсот второй

10. Укажите относительное прилагательное

1. послезавтра 3. последний

2. решено 4. волчьи

11. Укажите существительное

1. пятьдесят восемь 3. пятый

2. пятерка 4. некто

12. Укажите притяжательное местоимение

1. вижу их 3. его друзья

2. который год 4. каждый раз

13. Укажите глагол в побудительном наклонении

1. посмотрит 3. постоял бы

2. прилягте на диван 4. подтаивает

14. Укажите прилагательное, которое имеет краткую форму

1. медный 3. ослиное

2. студенческий 4. тяжелый

15. Укажите существительное, которое имеет форму только множественного числа

1. детвора 3. именины

2. шорты 4. известия

16. Укажите существительное, которое не имеет формы множественного числа

1. договор 3. сторона

2. листва 4. курица

17. Укажите причастие

1. играю 3. выигранный

2. выигрывая 4. выигрышный

18. Укажите деепричастие

1. стать 3. вставленный

2. вставший 4. вставая

19. Укажите предложение с причастием

1) Деточкин сел, улыбаясь своим мыслям.

2) Девочка была растерянна и невнимательна.

3) Учащиеся в школе изучают причастия.

4) На застекленной веранде танцевали люди.

20. Укажите предложение с деепричастием

1) Подходящий к станции поезд резко прогудел.

2) Пламя, разгораясь, освещало лица всех.

3) Несмотря на непогоду, мы пошли гулять.

4) Все небо усыпано мигающими звездами.

21. Укажите строку, в которой все слова являются деепричастиями

1. вызывая, одарив, смеясь, приближаясь

2. бегая, скача, юная, пресмыкаясь

3. страшась, прыгнув, качаясь, стремительно

4. мерцая, тривиальная, ударяя, сваливая

22. Укажите строку, в которой все действительные причастия

1. лечащий, строящийся, проснувшийся, несший

2. продвинутый, ведомый, брошенный, расстаявший

3. белящий, белеющий, прищуренный, разбитый

4. порозовевший, сжатый, любящий, несший

23. Укажите строку, в которой все деепричастия совершенного вида

1. расправив, шутя, размахнувшись, застегнув

2. растерши, прищурившись, выскочив, отвернувшись

3. прыгая, обнявшись, перекрасив, наследивши

4. опаздывая, разделив, расположившись, выиграв

24. Укажите словосочетание с наречием

1. читать быстро 3. письмо написано

2. в лесу холодно 4. оно дышало

25. Укажите словосочетание со словом, обозначающим состояние

1. мне не спалось 3. грозно крикнул

2. зимой холодно 4. очень бегло

26. Укажите словосочетание с наречием причины

1. чуть-чуть опоздал 3. пробежал быстрее всех

2. скакал рысью 4. сослепу не заметил

27. Укажите словосочетание со словом, обозначающим душевное состояние человека

1) мне там нравится

2) помчаться вскачь

3) необходимо спросить

4) мне грустно

28. Укажите предложение с производным предлогом

1) Мой брат работает на заводе.

2) Он ушел, благодаря всех за помощь.

3) Благодаря маме я знаю два иностранных языка.

4) Мы ехали по белой равнине.

29. Укажите предложение с подчинительным союзом

1) Легкий ветерок то утихал, то просыпался.

2) Гроза прошла, и ветка белых роз ожила.

3) Он увидел, что заехал в незнакомый лес.

4) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей завел свою.

30. Укажите предложение с непроизводным предлогом

1) Снегопад продолжался в течение недели.

2) Он вышел навстречу гостям.

3) Нам удалось договориться насчет квартиры.

4) По небу метались встревоженные галки.

31. Укажите предложение с формообразующей частицей

1) На небе ни облачка!

2) Неужели ты не сделаешь этого?

3) Вторая часть доклада заинтересовала лишь теоретиков физики.

4) Я придумал бы еще лучше.

32. Укажите строку, в которой все слова звукоподражательные

1) ух, ай, ой, эх 3) брр, ку-ка-ре-ку, кря-кря, хрю-хрю

2) ау, ха-ха, ме-е, ну 4) бис, ого-го, эй, бе-е

33. Укажите строку, в которой все междометия образованы из знаменательных частей речи

1) ай, ой, полно, фу

2) ужас, вот еще, подумаешь, здравствуйте

3) ну, ба-ба-ба, была не была, извиняюсь

4) брось, беда, батюшки, ох

 

34. Укажите предложение, в котором междометие является подлежащим

1) А девица хи-хи-хи да ха-ха-ха!

2) Вот раздалось ау вдалеке.

3) Здравствуй, Саша!

4) Ну, пойдем, дети!

35. Укажите предложение, в котором междометие является сказуемым

1) Тьфу, какое все это ничтожество!

2) Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит!

3) Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха!

4) Объяснял он свой предмет с бесконечным гм.

36. Укажите предложение, в котором междометие не является членом предложения

1) Ай да мед!

2) Возвращаю Вам письмо с большим спасибо.

3) Ему шутка, а нам жутко; тошно так, что ой, ой, ой!

4) Ой, Петр Иванович, наступили на ногу!

37. Укажите предложение, в котором междометие выражает различные побуждения.

1) Ба! Знакомые все лица.

2) Ах, как болезнь-то, однако, Вас испортила!

3) «Бис! Бис!» - раздавалось в зрительном зале.

4) Ах, голова горит, вся кровь моя в волненьи.

 

 

Тест №2

1. В какой строке допущена ошибка в образовании формы слова?

1) восьмистами рублями

2) о сорока трех ящиках

3) к шестидесяти метрам

4) об обеих бочках

2. В какой строке допущена ошибка в образовании формы слова?

1) пять апельсинов

2) семь дел

3) двадцать ружей

4) пара чулков

3. В какой строке допущена ошибка в образовании формы слова?

1) лягте на кровать 3) в обоих сундуках

2) сделайте более шире 4) в пятистах шагах

4. В какой строке допущена ошибка в образовании формы слова?

1) не клади руки на стол 3) обойдусь без полотенцев

2) нет носков 4) шесть оладий

5. Укажите ошибку в образовании формы слова

1) обоими руками 3) нет соловьев

2) двух мандаринов 4) много решений

6. Укажите ошибку в образовании формы слова

1) положи красиво 3) сорок полотен

2) не бежи быстро 4) благодаря дождю

7. Укажите ошибку в образовании формы прилагательного

1) худший вариант

2) наиболее верный

3) самый ближайший друг

4) умнее всех

 

8. Укажите ошибку в образовании формы слова

1) самое лучшее положение

2) ихняя дача

3) чьей-то работой

4) скольким книгам

9. Укажите ошибку в образовании формы слова

1) о полуторастах рублях

2) к девятистам граммам

3) двадцать пятым километром

4) двое учеников

10. Укажите ошибку в образовании формы слова

1) прибавить к двухстам рублям

2) обеими подругами

3) трое сапог

4) двоих друзей

11. Укажите ошибку в образовании формы слова

1) триста сорок восьмой поезд

2) четырьмя конфетами

3) семьюста солдатами

4) полтораста уток

12. Какое слово или сочетание слов неверно охарактеризовано как часть речи?

1) сейчас - наречие

2) прохожие – прилагательное

3) им – личное местоимение

4) потому что – подчинительный союз

13. Укажите правильную морфологическую характеристику слова «преобразована»

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) прилагательное

4) деепричастие

14. Укажите ошибку в образовании формы слова

1) давайте попробоваем

2) около тысячи пятисот человек

3) менее быстрый

4) много яблок

15. Укажите ошибку в образовании формы слова

1) пренебрегшими правилами

2) в восьмидесяти четырех городах

3) разговор откровенен

4) пара ботинок

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) около пятисот находок

2) опытные диспетчера

3) двое девочек

4) более культурный

17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) оденьтеся теплее

2) пятеро студентов

3) с пятьюдесятью рублями

4) спелых абрикосов

18. Укажите пример с ошибкой в образовании слова

1) молодые бухгалтера

2) их работа

3) в течение тридцати пяти минут

4) дамских туфель

19. Укажите правильную характеристику слова «прохладнее» из предложения «Лето прохладнее в августе».

 

20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) пена брыжжет

2) шестьюстами рублями

3) способные инженеры

4) их книги

 

 

Вопросы к экзамену

1. Введение в морфологию: основные понятия и задачи курса.

2. Части речи и принципы их классификации.

3. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Их характеристика.

4. Род, число, падеж, склонение имен существительных. Правописание имен существительных.

5. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Их характеристика.

6. Образование степеней сравнения имен прилагательных.

7. Полная и краткая форма имен прилагательных. Их характеристика. Образование кратких имен прилагательных.

8. Род, число, падеж, склонение имен прилагательных. Правописание имен прилагательных.

9. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Их характеристика.

10. Разряды числительных по структуре.

11. Склонение числительных. Правописание числительных.

12. Местоимение как часть речи. Классификация местоимений по соотношению с именными частями речи. Лексико-грамматические разряды местоимений. Их характеристика.

13. Склонение местоимений. Переход местоимений в другие части речи.

14. Глагол как часть речи. Система глагольных форм. Основы глагола. Инфинитив. Правописание глаголов.

15. Основные глагольные категории. Вид, залог, переходность/непереходность, наклонение, время, классы глаголов, лицо, число, род. Их характеристика.

16. Причастие как особая форма глагола. Значение и образование действительных причастий. Правописание причастий.

17. Значение и образование страдательных причастий. Причастный оборот, его характеристика. Переход причастий в другие части речи.

18. Деепричастие как особая форма глагола. Переход деепричастий в другие части речи.

19. Значение и образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот.

20. Наречие как часть речи. Лексико-грамматические разряды наречий. Их характеристика. Правописание наречий.

21. Образование степеней сравнения наречий. Степени качества наречий. Образование наречий от других частей речи. Переход наречий в другие части речи.

22. Вопрос о словах категории состояния в современном русском языке и общая характеристика.

23. Общая характеристика служебных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Синтаксические функции предлогов. Разряды предлогов по происхождению и по структуре. Переход в предлоги других частей речи. Правописание предлогов.

24. Союз как служебная часть речи. Общая характеристика. Сочинительные союзы, разряды по значению. Правописание союзов.

25. Подчинительные союзы, разряды по значению. Союзные слова. Разряды союзов по структуре и происхождению.

26. Частица как служебная часть речи. Правописание частиц.

27. Разряды частиц по значению синтаксической функции. Разряды частиц по происхождению и структуре.

28. Общая характеристика модальных слов в современном русском языке. Понятие о модальности. Разряды модальных слов по значению и происхождению. Синтаксическая функция в предложении.

29. Междометие как часть речи. Значение междометий. Лексико-грамматические разряды. Происхождение междометий. Синтаксическая функция междометий. Междометия и звукоподражательные слова.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь современного человека невозможно представить вне контактов со средствами массовой информации. Пресса, телевидение, радио и другие медиа оказывают сильнейшее влияние на формирование социального опыта и культуры людей во все большем масштабе. Параллельно происходит и постоянные изменения в языке медиа, что с неизбежностью приводит к новым, разнообразным формам в языковой сфере. Язык СМИ сейчас привлекает не только филологов, но и психологов, культурологов, исследователей журналистики и представителей других гуманитарных наук.

Предлагаемое учебное пособие «Морфология современного русского языка», предназначенное для студентов по направлению «Журналистика» и смежных специализаций – «Реклама», «Телевидение», «Паблик рилейшнз» и др., было задумано как способ решения комплекса взаимосвязанных задач для модернизации отечественной системы образования в рамках курса «Современный русский язык».

Идея создания комплексного учебного пособия явилась результатом многолетней работы, поскольку в условиях разнообразия средств и методов обучения, в условиях перехода от унифицированной системы обучения к использованию вариативных учебных планов и программ, задача повышения качества вузовского образования вновь стала актуальной.

Учебное пособие комплексного типа свидетельствует о том, что можно выявить определенные положительные стороны в современном процессе обучения:

1. Отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта.

2. Формируется новый пласт педагогической культуры, в которой нуждается высшая школа и частью которой является стандартизация, кредитно-модульная и рейтинговая системы.

3. В результате введения единого государственного экзамена в школе в вузовской методике неизбежно происходит актуализация современных подходов в обучении:

· переход к культуросообразной парадигме обучения. Такой подход строится на понимании того, что будущее студента зависит не столько от количества его знаний, сколько от сформированных у него универсальных способов познания, мышления и практической деятельности. Такой подход нашел отражение и в данном учебнике по морфологии современного русского языка;

· в практику преподавания курса внедряется компетентностный подход в обучении;

· усилена коммуникативная направленность курса;

· реализуется уровневый подход в изучении русского языка, т. е. актуальным становится изучение языка во взаимосвязи, взаимозависимости единиц различных уровней;

· в практику внедряются аудио- и видеоматериалы;

· стандартизируется контроль и оценка знаний студентов по курсу, что дает возможность проверить разнообразные аспекты знаний студентов:

- лингвистический, т. е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем;

- коммуникативный, т. е. владение разнообразными видами речевой деятельности, а также умение создавать собственные тексты и высказывания.

Комплексный тип учебного пособия «Морфология современного русского языка» имеет многосоставную структуру, что обеспечивает довольно широкую потенциальную аудиторию - от лицеистов, студентов-филологов, аспирантов до преподавателей школ и вузов.

 

ГЛОССАРИЙ

БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ -лексико-грамматический разряд глаголов, не сочетающихся с подлежащим и обозначающих состояние природы (вьюжит, пуржит); живых существ (знобит, нездоровится, першит), те или иные модальные состояния (надлежит, подобает, следует, хватает).

БЕЗЛИЧНО-ПРЕДИКАТИВНЫЕ СЛОВА(или слова категории состояния, предикативы) – самостоятельная часть речи, выражающая значение состояния живых существ или окружающей среды. (На улице холодно. Мне зябко.)

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ -одна из трех категориальных форм времени, характерная только для предикативных форм. Образование формы будущего

времени зависит от вида глагола. Форма будущего времени глаголов несовершенного вида (буду верить) противопоставлена форме будущего времени глаголов совершенного вида (решу). Основное значение будущего времени - отнесенность действия к плану будущего (Поговорим о бурных днях Кавказа ...(П.))

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ -лексико-грамматический разряд существительных, обозначающих вещества в широком понимании, т.е. однородные массы, из которых состоят тела или которыми наполняются емкости (кислород, аспирин, песок, бетон).

ВИД - морфологическая несловоизменительная категория глагола, выражающаяся в противопоставлении лексем совершенного и несовершенного вида и служащая для обозначения различий в характере протекания действия.

ВИДОВАЯ ПАРА - противопоставление двух глаголов, тождественных по лексическому значению и различающихся грамматическим значением совершенного - несовершенного вида (решить - решать; написать - писать).

ВИДООБРАЗОВАНИЕ - образование глаголов одного вида от глаголов другого вида; представлено двумя противоположными по сути явлениями - перфективацией.

ПЕРФЕКТИВАЦИЯ - образование перфективных глаголов, т. е. глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида при помощи приставок (делать - сделать).

ИМПЕРФЕКТИВАЦИЯ -образование имперфективных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов (решить - решать; раскачать - раскачивать; облить - обливать).

ВОЗВРАТНО-СРЕДНИЙ (СРЕДНЕВОЗВРАТНЫЙ) ЗАЛОГ -форма залога, образованная от переходного глагола (действительного залога) посредством суффикса -ся, показывающая обращенность действия к его производителю, сосредоточенность действия в самом субъекте (бриться, мыться).

ВРЕМЯ - словоизменительная грамматическая категория глагола, представляющая процесс как уже осуществленный, осуществляемый и который будет осуществляться.

ГЛАГОЛ -это знаменательная часть речи, выражающая чье-либо действие (создавать), состояние (спать), бытие (быть, существовать) в их отношении к времени. Глагол обладает следующими грамматическими категориями, характерными только для него: времени, вида, залога, переходности, наклонения, а также - лица, числа, рода.

ГРАММАТИКАкак строй языка представляет собой "систему систем", объединяющую словообразование, морфологию и синтаксис.

ДВУВИДОВЫЕ ГЛАГОЛЫ -глаголы типа велеть, женить, казнить, атаковать, исследовать, которые в разных контекстах обладают свойствами то совершенного вида, то несовершенного (Ср.: Два года ученые исследуют этот вирус (что делают?- несов.в.); Ученые немедленно исследуют данную информацию (что сделают? - сов. в.).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ -атрибутивная неизменяемая форма глагола, обозначающая действие (состояние, отношение) как сопутствующий признак другого действия (состояния, отношения) (... Блестя на солнце, снег лежит. (П.)

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯуказывают, что действие (отношение) исходит от предмета, названного существительным, с которым данное причастие согласуется (любящий сын).

ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ - класс количественно-именных сочетаний, обозначающих дробные величины (пять шестых, три целых пять десятых).

ЗАЛОГ -это глагольная категория, выражающая отношение действия или состояния к его субъекту или объекту.

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ -одна из трех форм глагольной категории наклонения. Основным значением изъявительного наклонения является указание на реальность действия в прошлом, настоящем, будущем. Изменяемость по временам - отличительный признак изъявительного наклонения.

ИМЯ - традиционное, восходящее к античным грамматикам, обобщенное наименование для нескольких знаменательных частей речи - существительного, прилагательного, числительного, а также местоимения.

ИНФИНИТИВ(или неопределенная форма) - "словарная" форма глагола, не имеющая категорий наклонения, времени, лица, числа, рода.

Характеризуется лишь категориями вида (написать - писать) и залога (умывать - умываться). Особенность инфинитива – формообразующий суффикс -ть (играть), -ти (идти), - сти (грести, мести).

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ,предикативы, безлично-предикативные слова, предикативные слова, предикативные наречия -слова, обозначающие нединамическое состояние и выступающие в функции главного члена (сказуемого, предиката) односоставного (безличного) предложения.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ - лексико-грамматический разряд числительных типа два, тридцать, сто тридцать пять, обозначающих несобирательное количество. Составляют основу числительных как части речи.

КОНКРЕТНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ - лексико-грамматический разряд существительных, обозначающих предметы и явления действительности (дом, стул, студент).

КРАТКАЯ ФОРМА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО- словоизменительная разновидность качественных прилагательных, образуемая путем прибавления к основе прилагательных окончании -а/-я, -о/-е в единственном числе и -и/-ы во множественном числе (хороший - хорош - хороша - хорошо; хороши).

МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА, составляющие особую часть речи, выражают субъективное отношение говорящего к тому, о чем идет речь, как строится высказывание и т.п (Возможно, вы правы).

МОРФОЛОГИЯ(от греч. mоrрhе - «форма» и logos - «учение»): 1. Часть грамматического строя языка, представляющая собой систему морфологических категорий, в которых отражаются грамматические свойства слов и их форм.

2. Раздел языкознания, изучающий грамматические свойства слов (словоформ). По определению В. В. Виноградова, морфология - это «грамматическое учение о слове».

МЕЖДОМЕТИЯ - лексико-грамматический класс неизменяемых слов (часть речи), не относящихся ни к служебным, ни к знаменательным словам и служащих для выражения (но не названия) чувств, экспрессивных оценок, волевых побуждений, призыва (Эх, разбогатеть бы!).

МЕСТОИМЕНИЯ - склоняемые именные слова, которые не называют предметов, признаков и количества, а только указывают на них. Значение местоимения контекстуально, ситуативно обусловлено (Подай ту книгу).

НАКЛОНЕНИЕ - грамматическая категория, выражающая отношение действия, названного глаголом к действительности с точки зрения его реальности и ирреальности (желательности, необходимости или возможности).

НАРЕЧИЕ -лексико-грамматический класс неизменяемых, как правило, слов, обозначающих признак действия, качества или предмета и выступающих в синтаксической функции обстоятельства или определения, реже – сказуемого (Люблю жить красиво!).

НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ - лексико-грамматический разряд существительных, служащих обобщенными наименованиями однородных предметов (человек, дом, дорога и др.).

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ -одна из трех форм глагольного времени, характеризует только предикативные и причастные формы несовершенного вида: читаю, идешь, говорим; читающий, идущий, говорящий. Категориальное значение настоящего времени - указание на совпадение

действия с моментом речи (- Что вы делаете? - Читаем новую книгу.).




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.