Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учебно-материальное обеспечение



Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии

 

 

УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №____ от «___»____________2012 г   Заведующий кафедрой д-р мед. наук, профессор Логвинов С.В.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей на практическое занятие по учебной дисциплине

«Репаративная неврология с нейротранспланталогией»

 

на тему:

«Нейроглия: классификация, источники развития, структурно-функциональная характеристика, обновление, реактивность, репарация, культивирование, трансплантация»

 

 

Составитель:

канд. мед. наук,

ст. преподаватель

Мустафина Л.Р.

 

 

Томск – 2012 г.


Учебные и воспитательные цели

Целью изучения дисциплины является приобретение знаний в области таких разделов неврологии, как гистология, цитология и эмбриология нейроглии, получение представлений о культивировании нейроглиальных клеток, дифференцировке и жизнедеятельности нейроглии в клеточной культуре, усвоение общих принципов ее гистогенеза и регенерации, использовать знания для выполнения рисунков и оценивать препараты и электронные микрофотографии.

Задачи:

1. Освоение теоретических основ общих закономерностей морфофункциональной организации на клеточно-тканевом уровне и принципов развития центральной и периферической нервной системы, нейроэндокринных образований, их возрастных особенностей и регенераторных способностей при воздействии экстремальных факторов в эксперименте и клинике, культивировании и пересадке.

2. Ознакомление с методами и средствами микроскопирования гистологических, гистохимических, цитологических и эмбриологических препаратов органов центральной и периферической нервной системы и нейроэндокринных образований, освоение умения анализировать особенности, решать ситуационные задачи и приобретение навыков «чтения» микропрепаратов, микрофотографий и рисунков препаратов, электронограмм, зарисовки изучаемых препаратов и ультраструктур.

3. Овладение навыками работы со специальной учебной и научной литературой, использованием международной гистологической терминологии.

 

 

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

1. Общие закономерности, присущие клеточному уровню организации нейроглии, ее морфофункциональные особенности.

2. Принципы развития, гистогенеза и регенерации нейроглии.

3. Особенности жизнедеятельности клеток нейроглии при культивировании и трансплантации.

уметь:

1. Оценивать микроскопическое и ультрамикроскопическое строение нейроглиальных клеток.

2. Использовать данные о микроскопическом строении и развитии нейроглии для дальнейшего понимания структурных изменений при патологии и лечении, а также при изучении клинических дисциплин «психиатрия» и «неврология».

владеть:

1. Техникой микроскопирования и «чтения» гистологических препаратов нейроглии;

2. Навыком «чтения» гистологических микрофотографий и рисунков, соответствующих указанным препаратам, а также электронных микрофотографий;

3. Техникой зарисовки гистологических препаратов нейроглии;

4. Навыком пользования научной литературой и написания рефератов по данной теме.

 

Учебная группа (курс, факультет):

I курс лечебного факультета

I курс педиатрического факультета

Время:3 академических часа (1 практическое занятие)

Учебно-материальное обеспечение

 

1. Наглядные пособия

а) Препараты:

- Нейроглия (демонстрационный). Импрегнация нитратом серебра по методу Гольджи.

б) Микрофотографии:

-

в) Таблицы:

- глиоциты (№ 180)

г) Электронограммы:

-

 

2. Технические средства обучения:

  • учебные микроскопы
  • компьютеры

3. Литература:

А) Обязательная

1. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. - 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

2. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н.В. Бойчук, Р.Р. Исламов, С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. - М.: МИА, 2002. - с.

4. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие для медицинских вузов / Ю.И. Афанасьев, Л.П. Бобова, В.Л. Горячкина и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, А.Н. Яцковского. - М.: Медицина, 1999.- 328 с.

Б) Дополнительная

1. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / Ред. Э.Г. Улумбеков и др. - 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.

2. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.В. Логвинов, В.П. Костюченко, А.В. Герасимов. - Томск: СГМУ, 2000.- 130 с.

3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С.Л. Кузнецов и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.

4. Кузнецов С.Л., Пугачев М.К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: учебное пособие. - М.: Медицинское информационное агентство, 2004. - 432 с.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

№ п/п Учебные вопросы Время (мин.)
1.   2.     3.     4.   5.     6. Вводная часть (вступительное слово)   Проверка подготовленности студентов к занятию (программированный контроль)   Учебные вопросы: 1. Глия, классификация, источники развития. Структурно-функциональная характеристика эпендимоцитов, астроглии и олигодендроглии. 2. Шванновские клетки, их роль в миелинизации. 3. Строение и функция микроглии. Мультипотентный глиальный элемент. 4. Обновление нейроглии. Прогрессивно- пролиферативные и регрессивные глиальные реакции. Изменения глии при некоторых патологиях.   Микроскопирование и зарисовка препаратов.   Чтение таблиц, схем, гистологических рисунков, электронограмм.   Заключительная часть (подведение итогов, озвучивание рейтинга студентов), ответы на вопросы 2-3 мин   10 мин   15-20 мин     15-20 мин   15-20 мин     15-20 мин   35-40 мин   25-30 мин     5-10 мин  

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.