Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ: КОММУНИКАЦИЯ И РЕШЕНИЕ



Люди обычно ссорятся, потому что не умеют спорить.

Гилберт Честертон

Поскольку модератор организует два процесса - коммуникации и решения задачи — ему необходимы технологии управления обои­ми этими процессами.

В процессе решения проблемы группа должна пройти этапы со­трудничества, которые описаны в модели Целевого Цикла. ЦЦ является одновременно и технологией модерации, поскольку последняя с его помощью организует сотрудничество в содержательном аспекте. Задача модератора — провести группу по этапам Целевого Цикла при решении проблемы. Он должен вместе с группой уточнить задачу или проблему и добиться того, чтобы все ее поняли одинаково. Затем ему необходимо согласовать в группе цель сотрудничества при решении уточненной задачи. Для этого следует использовать Мишень Цели. Здесь модератор должен добиться максимально возможной степени согласия всех участников по поводу цели модерации. Иначе весь остальной процесс обсуждения может потерять всякий смысл.

Модерация может завершаться на любом из следующих этапов Целевого Цикла — сбор информации, принятие решения или составление плана действий (на каком именно, зависит от цели ее проведения). Поэтому при постановке цели модератор должен помочь группе четко определить, какой результат она хочет получить в конце модерации:

· список идей, вариантов решения проблемы, оценку ситуации, перечень мнений по проблеме... (этап сбора информации),

· принятие решения по проблеме — что должно быть сделано для

устранения проблемы (этап принятия решения);

· план действий по реализации принятого решения (этап плани­рования);

· либо что-то еще.

Как уже говорилось, этап выполнения решения или реализации плана действий находится за пределами модерации. Но модератор должен помочь группе обеспечить данный этап. Для этого ему следует

настойчиво уточнять с группой все детали плана, четко определяя ответственных, сроки и результаты запланированных действии, не оставляя "на потом". Часто принятые решения не реализуются группой потому, что они не превращены в планы, а планы не выполняются потому, что не определены действия в случае их невыполнения (например, санкции или коррекция). Поэтому модератор должен обсудить с группой тему «А что будет, если план не выполняется?». Лишь при принятии решения по этой теме модерация может считаться полностью завершенной.

Для управления коммуникацией в группе модератор может использовать Коммуникативный Цикл. Его задача — в начале совместной работы установить контакт между участниками группы. Для этого в первую очередь необходимо организовать представление участников друг другу, если они не знакомы. Даже когда участники знакомы, дополнительная личная информация друг о друге создает более раскованную атмосферу, помогающую решать основную содержательную задачу модерации. Далее важно предоставить участникам возможность высказать свои ожидания и опасения по поводу предстоящего мероприятия и подробно обсудить их, согласовав цели и структуру модерации.

Одной из важнейших задач контакта является согласование в группе правил и норм совместной работы во время модерации. Это нужно сделать до начала содержательной работы над проблемой — так обеспечивается возможность апеллировать к установленным правилам в случае их нарушения. Тем самым модератор легитимизирует свое право управлять процессом на основе принятых правил.

Затем нужно обеспечить понимание информации, предоставляемой разными участниками. При этом важно, чтобы были услышаны все точки зрения и все предложения. Задача модератора — сдержать торопливых и не переходить к принятию решения, пока не будут выслушаны все аргументы «за» и «против» разных предложений. В области коммуникации основная задача модератора — обеспечить равноправие всех членов группы на высказывание и рассмотрение мнения, невзирая на статус и положение того или иного человека в этой группе. Сбор аргументов обязательно должен предварять принятие решения. Иначе решение будет либо недостаточно обоснованным, либо недостаточно понятым, либо недостаточно согласованным. Лишь после того как собраны, обобщены и систематизированы все предложения участников, высказаны и поняты все аргументы «за» и «против», модератор может переходить к принятию окончательного решения. Но до этого (что часто забывается) ему следует прояснить и согласовать с группой две важные темы.

Во-первых, ему необходимо добиться того, чтобы группа определилакритерии оценки разных вариантов решения и выбрала те, на основе которых будет приниматься окончательное решение. (Как правило, это непростая задача, поскольку обычно разные участники придерживаются различных критериев.)

Во-вторых, модератор должен согласовать в группе правила и процедуру принятия решения. Принимается ли решение консен­сусом? Или оно осуществляется голосованием? Какое число голосов необходимо для принятия решения в этом случае? Или решение де­легируется группе экспертов в данной области? Или решение при­нимает руководитель? Или группа предлагает другие, более слож­ные варианты?.. Чтобы не попасть в логическую ловушку «решений по поводу решений», правила и процедуру принятия решения (как и критерии) нужно согласовать до перехода к этапу решения.

В конце модерации важно не забыть о завершающем контакте: нужно дать участникам возможность выразить свои мысли и чувства по отношению к полученному результату, к процессу модерации, к реализации запланированного. Такое завершение модерации помогает построить своеобразный мостик из настоящего в будущее и повысить мотивацию выполнения принятых решений. Возможно, правда, что при таком завершающем обмене мнениями выявятся новые препятствия (как содержательные, так и мотивационные), предполагающие продолжение модерации.

Главными коммуникационными инструментами модератора в рамках технологии модерации являются техники коммуникации, описанные в главе 3: техники вопросов, активного слушания и структурирования.

 

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.