Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характерные черты драматургии культурно-досуговых программ



Культурно-досуговая программа является универсальной формой художественного моделирования действительности, а его драматургической основой - сценарий.

Если обратиться к этимологии слова, то сценарий (от итал. scenario, от лат. scaena - сцена) - краткое изложение событий, которые происходят по ходу действия в спектакле. Слово «сценарий» первоначально обозначало развернутый план спектакля.

Сценарий определял основной порядок действия, ключе­вые моменты развития интриги, очередность выходов на сце­ну персонажей импровизационного театра. Непосредствен­ный текст создавался самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом он жестко не фиксировался, а варьировался в зависимости от реакций и отклика зрителей. По сценарному принципу строились практически все виды народного театра, особенно комедийного (древнерусского -театр скоморохов, европейского и славянского – кукольного театра, французского - ярмарочного, итальянского - знаме­нитой комедии дель арте и т.д.). Сохранение общей сюжет­ной канвы было обусловлено образами-масками, действую­щими в рамках своих постоянных характеров и акцентирую­щих не индивидуальные, а типические черты своих персо­нажей.

В начале XVII века даже начали выпускаться отдельные сборники сценариев для представлений комедии дель арте, авторами которых чаще всего были ведущие актеры трупп. Первый сборник, выпущенный Ф.Скала в 1611году, содер­жал 50 сценариев, по которым могло развиваться сценичес­кое действие. В современных зрелищных искусствах подоб­ные сценарии разрабатываются для цирковых клоунад и ре­приз, эстрадных комических и пародийных номеров.

В терминологический обиход русского искусства понятие «сценарий» прочно вошло в XIX веке применительно к опере и часто встречается в высказываниях В.Стасова, Н.Римского-Корсакова и др.

Творческий процесс постановки культурно-досуговой про­граммы, как правило, является двуединым, объединяющим сценарный и режиссерский материал. Поэтому в широком смысле слова сценарий представляет собой особый словес­ный текст, своеобразный перевод, осуществляемый с языка словесного вида искусства на язык аудиовизуального, зре­лищного искусства. Будучи драматургической основой куль­турно-досуговой программы, сценарий «фиксирует» будущее единое драматургическое действие во всем объеме вырази­тельных средств.

Сценарий культурно-досуговой программы - это подроб­ная литературная разработка драматургического действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются различные формы культурно-досуговых программ.

Драматургия культурно-досуговой программы (сценарий) имеет общие черты с другими видами драматургических ис­кусств (театр, кинематограф, радио, телевидение), а именно обязательное наличие в нем:

- единого драматургического действия;

- сюжетного хода и событийного ряда;

- конфликта как «диалога действий»;

- жесткой композиционной структуры;

- жанрового разнообразия (в культурно-досуговых про­граммах - разнообразие форм).

Таким образом, сценарий культурно-досуговой программы является в широком смысле драматургическим произведени­ем, а работа над ним - драматургическим творчеством. Одна­ко клубная драматургия характеризуется своими неповтори­мыми специфическими особенностями, поскольку она имеет не только художественную ценность, но и является програм­мой педагогического воздействия на аудиторию.

Специфические черты сценария культурно-досуговой про­граммы наиболее ярко обнаруживают себя в сравнении с пьесой как драматургической основой театрального искус­ства. Так, творчество драматурга носит индивидуальный ха­рактер, тогда как сценарная работа может быть как инди­видуальной, так и коллективной. Более того, создание пьесы - всегда оригинальное авторское творчество. Сценарий же культурно-досуговой программы - это монтажное соедине­ние литературно-художественных, документальных, кинема­тографических произведений других авторов. Иными слова­ми, если сценарист включает в драматургический материал музыку П.И.Чайковского, то этот гениальный композитор, безусловно, является соавтором данного сценария. Театраль­ная пьеса - это всегда художественный вымысел, вторая реальность со своим художественным образом, драматургия культурно-досуговых программ - всегда соединение «фактов жизни» и «фактов искусства», информационного и зрелищно­го компонентов монтажным методом. Единое драматургичес­кое действие в сценарии обеспечивается не столько поступ­ками и действиями персонажей, сколько всем многообразием средств художественной выразительности (поэтическое сло­во, звук, музыка, свет, пластические композиции, видеоряд и др.). Из этой особенности вытекает следующее. Задача сцена­риста культурно-досуговой программы - создать наиболее эффективное интеллектуальное, эмоциональное и педагоги­ческое воздействие на аудиторию, а не просто произведение драматургического искусства как художественную ценность. Сценарий пишется для конкретного зрителя и организация общения также «закладывается» в структуру сценария, ис­пользуя приемы активизации аудитории культурио-досуговой программы. В качестве специфической черты необходи­мо выделить также разнообразие мест и площадок для поста­новки культурно-досуговой программы - от домашней ком­наты до стадионов и улиц городов. Место в данном случае -это не только пространство, но и конкретная аудитория, на которую надо воздействовать.

И, наконец, главное. Сценарий культурно-досуговой про­граммы пишется не для читателя, а для режиссера. Более того, сценарист и режиссер в клубной практике, как правило, выступают в одном лице, поэтому литературная (драматурги­ческая) основа сценария всегда содержит в себе элементы режиссерской разработки.

Драматургия культурно-досуговых программ имеет свои количественные и качественные показатели:

- актуальность программы с позиций текущих обществен­но-политических, социально-экономических и социально-культурных задач, стоящих перед обществом;

- преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, которая выражается в органической связи пре­дыдущих и последующих программ в таких аспектах, как художественный, организационный и педагогический;

- разнообразие форм культурно-досуговых программ.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Охарактеризуйте понятие «сценарий культурно-досуго­вой программы».

2. Какие черты объединяют сценарий досуговой програм­мы с другими драматургическими произведениями?

3. В чем отличительные особенности сценария культурно-досуговых программ как ее драматургической основы?

4. Дайте характеристику количественным и качественным показателям драматургии культурно-досуговых программ.

Литература 1. Бирюкова. Т.П. Особенности сценария культурно-досу­говых программ как средства инкультурации личности / Т.П.Бирюкова // Социальная педагогика. Проблемы инкуль­турации личности. - Мн.: Четыре четверти, 2007. - С. 52-59.

2. Жарков, АД. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков . - М.: МГУ К, 1998. -

461 с.

3. Гальперина, Т.И. Режиссура культурно-досуговых про­грамм в работе менеджера туристкой анимации: учеб.-практ. пособие / Т.И.Гальперина. - М.: Сов. спорт, 2008. - 292 с.

4. Козловская, Л.И. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности / Л.И. Козловская // Социальная педагогика. Проблемы инкультурации личности. - Мн.: Четыре четверти, 2007. - С. 43-51.

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.