Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы культурно-досуговых программ



Будучи важной частью технологии культурно-досуговой деятельности, драматургия культурно-досуговых программ представлена во всем многообразии ее форм. Прежде всего обратим внимание на классификацию форм организации до­суга как более широком по сравнению с формами культурно-досуговых программ понятии.

В основе классификации - следующие критерии:

- степень устойчивости воспитательного воздействия (эпи­зодические и стабильные формы досуга);

- широта участия в культурно-досуговой деятельности (ин­дивидуальные, групповые, массовые формы досуга);

- специфика субъекта организации досуга (формы дея­тельности клуба, парка культуры, библиотеки, театрально-зрелищных, спортивно-оздоровительных, развлекательно-иг­ровых учреждений и т.п.);

- особенности объекта культурно-досугового воздействия (дети, молодежь, пенсионеры, самодеятельное население и т.д.);

- полнота реализуемых в досуговой деятельности функций (многофункциональные, диафункциональные, комплексные).

Форма культурно-досуговой программы - это угол зрения сценариста на исследуемую проблему, структура, образуемая на основе организации сценарного материала и аудитории с использованием разнообразных выразительных средств. Вы­бранная форма культурно-досуговой программы активно влияет на отбор ее содержания, на способ организации дра­матургического материала, поскольку именно она должна наилучшим образом раскрыть сценарный замысел, эмоционально подготовить зрителя для восприятия происходящего.

В настоящее время существует немало подходов к типологии форм досуговых программ. Так, в основу авторской классификации Л.И.Козловской заложены такие признаки, как содержание и драматургическое построение культурно-досуговой программы, а также используемые средства выразитель­ности. Исходя из этих признаков, известный белорусский исследователь выделяет следующие формы культурно-досуго-вых программ:

-сюжетно-игровые программы как комплекс разнообраз­ных игр (подвижных, интеллектуальных, игр-драматизаций, аттракционов и т.д.), объединенных сюжетом;

-конкурсно-развлекательные программы как комплекс разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирую­щих участков или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности;

-фольклорные программы, включающие народные игры, песни, ганцы, обряды, иные жанры устного народного творчества;

-шоу-программы как комплекс зрелища, пластики, танцев, клоунады;

-спортивно-развлекательные программы - комплекс под­вижных игр, шуточных поединков, комбинированных эста-фет и спортивных конкурсов;

-информационно-дискуссионные программы, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению;

-профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую и медицинскую направлен­ности и способствует регуляции психических состояний людей.

Иной подход к классификации форм культурно-досуговых программ представлен Т.И.Гальпериной. Ограничивая свою типологию лишь формами, активно используемыми в туристской анимации, московский исследователь иллюстрирует ее в виде следующей таблицы:

 

Поскольку культурно- досуговые программы являются важнейшей составляющей технологии культурно-досуговой деятельности, в самом широком смысле их можно классифи­цировать по такому критерию, как функции досуговой дея­тельности, объединив их до двух основных.

/. Информационно-развивающая, просветительская функ­ция (информационный тип содержательного досуга) вклю­чает в себя организацию и направление познавательной ак­тивности личности, распространение общественно-полити­ческой информации, гуманитарных и естественнонаучных знаний. Реализации данной функции способствуют такие формы культурно-досуговых программ, как беседы, лекции, встречи, информационно-дискуссионные программы (диспут, дискуссия, круглый стол), а также сравнительно новая форма

презентация.

2. Рекреационно-компенсаторная, коммуникативная функ­ция определяется деятельностью по восстановлению физи­ческих и духовных сил, организации полноценного отдыха и активных досуговых занятий через расширение индивидуаль­ной жизненной среды, другими словами - организованное общение. Наиболее эффективно реализация данной функции возможна в таких формах культурно-досуговых программ, как

- разнообразные театрализованные формы (литературно-музыкальная композиция, театрализованный концерт, шоу-программа, театрализованное представление, капустник, кар­навал, праздник, фестиваль и т.п.);

- зрелищно-игровые досуговые программы (конкурсно-развлекательная программа, сюжетно-игровая программа, КВН, «Что? Где? Koi да?»и т.д.).

Следует отметить, что представленная классификация весьма условна, поскольку каждая из перечисленных форм досуговых программ при профессиональной сценарной и режиссерской разработке всегда будет многофункциональна, что обеспечит реализацию неисчерпаемого потенциала досу­га для внутреннего развития личности во всей его многовекторности.

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.