Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В каких ситуациях можно употребить данную пословицу? Подберите эквивалент на родном языке



 

Есть человек – тысячи людей стоит, а есть человек и одного не стоит. (армянская)

 

Задание 7. Прочитайте выразительно стихотворение
И пусть бывает в жизни нелегко, И не всегда судьба тебе послушна, - Живи красиво, вольно, широко, Люби людей светло и прямодушно… Ищи свою дорогу с малых лет, Уверенно вперёд иди сквозь годы, Оставь на этой лучшей из планет Свой яркий след, свои живые всходы. Не унижай беспечностью свой труд, Будь правдолюбом, гордым и суровым, И пусть тебя потомки помянут Хорошей песней или добрым словом!  

 

Задание 8.Проверьте себя 1. Вставьте необходимое по смыслу слово: «Почему я должен отвечать на телефонные звонки? Это не входит в мои .... …» a) обязательства b) обязанности c) долги d) долг   2. Вставьте необходимое по смыслу слово: «Я взял на себя. ....................посадить перед нашим офисом пять деревьев и сделал это» a) долги b) обязательство c) обязанности d) долг   3. Вставьте необходимое по смыслу слово: «Тебе нравится работать в офисе? Какие у тебя.........................?» a) обязанности b) обязательство c) долги d) долг   4. Вставьте необходимое по смыслу слово: «Я в неоплатном ....................перед другом. Он спас моих родителей во время пожара» a) обязательство b) долгу c) обязанности d) долги  

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
Испытательный срок Сынақ мерзіми Testing term
Исследовательские работы Зерттеу жұмыстары Researcher’s work
Коллега әріптес colleague
Каждый әрқайсысы Each, every
Активный белсенді Active
умный ақылды clever

 

СРОП №7   Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Каким должен быть настоящий руководитель?»
СРО №19   Прочитайте текст «Требования, предъявляемые к зданиям и их конструктивным элементам» [c.217], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану..

Литература

1. Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

8. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

9. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

10. Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз. Курсы, 2007. — 192 с.

11. Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. — 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 14 (104)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Увлечения современной молодежи Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст [см. текст №14, с. 162]. Ответьте на вопросы: [4; 54-56]

 

  1.О каком новом увлечении молодежи идет речь в тексте? Какова его цель? 2.В чем заключается схема буккроссинга? Как она работает? 3.Какие книги участвуют обычно в буккроссинге? 4.Хотели бы Вы поиграть в такую игру? Почему? 5.Есть ли у этого молодежного движения перспективы развития? Почему?  

 

Задание 2. Объясните, как вы поняли выделенные слова и выражения в следующих предложениях [4; 54-56]

 

1. В далеком прошлом книги были рукописными и стоили безумно дорого, не каждый человек мог себе позволить приобрести книгу.

2. Несколько лет назад родилась идея буккроссинга – нового модного течения для любителей книг.

3. Освободить книги от бесполезного простаивания на полках и превратить весь мир в «огромную библиотеку» – примерно так можно сформулировать идею проекта.

4. Книга оставляется в общественном месте, доступном для широкой публики.

5. Все, что нужно сделать новому обладателю книги, – это зарегистрировать находку на сайте, оставить, по желанию, рецензию о прочитанном произведении и снова выпустить книгу «в люди».

6. В России, например, в свободном книгообращении находятся бестселлеры известных писателей Бориса Акунина, Чака Паланика, Джона Толкиена и Владимира Сорокина.

 

Задание 3. Познакомьтесь с мнением людей о буккроссинге. [4; 54-56]

Александр Асмолов, член-корреспондент РАО, профессор МГУ, психолог: «Новое явление тем и интересно, что оно никогда не имеет однозначного толкования. Буккроссинг в России только начал развиваться, делать глубокие выводы рано. Однако на фоне различных молодежных культур подобное объединение выглядит очень выигрышно. Ведь основной деятельностью в нем является не агрессивное "гуляние" по улицам, а общение с помощью обмена книгами. Это, с моей точки зрения, в высшей степени конструктивное явление».

Татьяна, студентка: «У такого движения есть один большой минус – никогда не знаешь, к кому попадет твоя любимая книга. У меня книги уходят иногда, к друзьям, и там оседают. И мне было бы жалко, конечно, если бы мои книги ушли к не очень хорошим людям... Поэтому у меня двойственное отношение к буккроссингу».

Анна, студентка: «У меня отношение к книгам повышенно-ревностное. Может быть, даже чересчур. Я могу подарить книгу, но, если ее не читают, я ее забираю назад. Вот такая странность. А насчет того, чтобы оставлять книги... Думаю, наоборот, пора разрабатывать датчики на книги: потерял книгу, или стащил кто – у тебя на базе кнопочка загорелась и местоположение книги видно».

Мариам Акопян, буккроссер со стажем: «Чувство, что ты «выпустил» книгу и она будет кем-то прочитана, не сравнимо ни с чем другим. Какие ночные клубы, бездарные киношки, гламурное чтиво! Это время можно потратить на чтение. Но главное, найти единомышленников».

Алесь Явдаха, журналист: «Буккросинг – это просто игра для людей, которым нечего делать».

 

С какими из них вы согласны, а с какими нет. Аргументируйте свою точку зрения. Используйте в своем ответе цитату Яна Каменского

 

Kнига — это инструмент наслаждения мудростью. (Ян Амос Каменский, чешский педагог XVI века)
Задание 4. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. [4; 49-50]

Современных молодых людей уже не так волнуют карьерные устремления и безудержное потребительство, как молодежь 90-х годов XX века. В настоящее время ситуация изменилась и сейчас считается что люди, не имеющие увлечений, живут неполноценной жизнью. Увлечения «поколения Next» очень разнообразны, часто экстремальны и необычны. Перечень этих увлечений неограничен. Поэтому поговорим лишь о некоторых из них.

Граффити (от итальянского слова «graffito» - надпись, рисунок) - рисунки или надписи на стенах зданий, подземных переходов, заборов и других всевозможных вертикальных поверхностях. Хотя это увлечение и нельзя назвать новым (оно пришло в Россию в конце XX века), но то, что граффити стало своеобразным видом уличного искусства, изменившим внешний облик улиц во многих городах, несомненно.

Сокс (от английского слова «sock» – носок) - это новая молодежная игра, в процессе которой группа молодых людей с азартом перекидывает друг другу носок, заполненный чем-нибудь сыпучим, например, песком или крупой. Больше ничего из снаряжения для этой игры не требуется. Правила тоже очень просты: нужно передавать ногами «сокс» друг другу, стараясь, чтобы он не упал на землю. Благодаря своей простоте сокс завоевал огромную популярность в молодежной среде всего мира.

Руфинг (от английского слова «roof» – крыша) - одно из недавно обретенных увлечений современной молодежи. Заключается оно в том, что вам нужно найти способ, чтобы выбраться на крышу какого-нибудь многоэтажного дома, устроить там своеобразный пикник, сделать много разнообразных фотографий или просто посидеть в тишине. Увлечение это в значительной степени связано с риском для жизни, так как крыша - довольно опасное место. Нельзя, находясь на крыше, терять бдительность и осторожность.

Паркур (от французского слова «parkour» - полоса препятствий) - своеобразная уличная акробатика, быстрое преодоление различных городских препятствий, будь то автомобиль, дерево или крыша здания. Трейсеры – это те люди, которые занимаются паркуром. Для того, чтобы добиться успеха в таком необычном виде досуга, трейсерам нужны такие качества, как скорость реакции, способность быстро оценить обстановку и умение не переоценить свои возможности. Это увлечение довольно травмоопасное, потому как трейсеры выполняют свои трюки без страховки, во дворе обычного дома или на стройке, а не в спортивном зале. Тем не менее, приверженцев паркура с каждым днем становится все больше. Увлечения и хобби молодых людей демонстрируют их желание выделиться, «не быть как все», жить сегодня, сейчас, и жить по возможности весело, разнообразно, бежать от «серости», будничности и банальности окружающей действительности.

(по материалам сайтов: http://www.expert.ru; http://enisei.aif.ru; http://www.city-n.ru)

 

  1. Какие увлечения появились в молодежной среде за последние несколько лет? 2. Как вы думаете, почему увлечения, о которых рассказывается в тексте, становятся все более популярными? 3. Как вы проводите свое свободное время? Могли бы Вы заняться чем-нибудь подобным?  

 

Задание 5. Написать сочинение на тему «Мир моих увлечений»

 

Задание 6. Переведите выделенный абзац текста

 

Обьясните приведенную пословицу. Подберите эквивалент на родном языке.

 

Лучше один день быть человеком, чем тысячу дней его тенью

 

Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат
    Цитата – точная дословная выдержка из текста.   При использовании цитат необходимо выполнять общие требования. 1. Цитата должна быть неразрывно связана с текстом. 2. Цитата должна приводиться в кавычках, точно по тексту, с теми же знаками препинания и в той грамматической форме, что и в первоисточнике. 3. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием. 4. При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата. 5. Цитата как самостоятельное предложение должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы. 6. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза но, ибо, если, потому что и т.д. заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике начинается с прописной буквы. 7. Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы, и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной. 8. Если вы хотите передать мысль автора своими словами (прямое цитирование), делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться.   При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка).

 

Задание 7. Расставьте знаки препинания в данных предложениях

1. По меткому выражению Вольтера словарь без примеров это скелет

2. Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример считал Альберт Эйнштейн

3. Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам,- это пример великих и нравственно чистых личностей был убежден Альберт Эйнштейн

4. Тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример учил Александр Суворов

5. Лучшая проповедь – это добрый пример считал Бенджамин Франклин

6. Нет ничего более раздражающего, чем хороший пример заметил Марк Твен

 

Задание 8.Проверьте себя 1. Укажите синоним к слову консолидация a) Поощрение b) Предположение c) Объединение d) Равенство 2. Укажите синоним к слову паритет a) Равенство b) Объединение c) Предположение d) Противоречие 3. Как называется ряд слов: аналогичный, идентичный, тождественный: a) Антонимы b) Синонимы c) Паронимы d) Омонимы 4. Укажите синоним к слову приоритет a) Своеобразие b) Преимущество c) Перечень d) Представление

 

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
группа топ group
точно дәл class
прозрачный мөлдір transparent
призвание әуестік; бейімділік; икемділік; қабілеттілік; ықылас; борыш; міндет calling
радость қуаныш joy
беда Қайғы; қасірет misfortune
вовсе ешқашан; ешуақытта; мәңгі-бақи completely
излечитьсяот чего? емделу; жазылу; сауығу, арылу to get cured
мостовая төсемелі жол; төсемелі көше roadway
отечество атамекен; отан; туған ел fatherland
промышленник Кәсіпорын қожасы; өнеркәсіп иесі; өнеркәсіп қожасы; өнеркәсіпші industrialist
меценат жебеуші; меценат; шүленгер (ғылым мен көркемөнердің жомарт қамқоршысы) patron of art
развитие даму development
бедный кедей poor
СРО №20   1. Составьте тексты личных писем (3) [ cм. образец 12-15 на с. 236 и образец 18-20 на с. 237. 2. Выучите стихотворение Б. Окуджавы [c.218]
СРО №21 Подготовьте реферат на тему «Талантливый человек талантлив во всем».

Литература

1. Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

8. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

9. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

10. Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз. Курсы, 2007. — 192 с.

11. Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. — 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.


 

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 15 (105)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Предназначение Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст «Предназначение» [см. текст №15, с.162] и ответьте на вопросы: [4; 58-62]
1.О чем мечтает художница? 2.Что она посоветовала начинающим художникам? 3.Как в ее творчестве сочетаются хобби и возможность зарабатывать? 4.Как вы думаете, какой у Ирины характер? 5.Что значит для нее семья?

 

Задание 2.Используя ключевые слова, составьте диалог на тему: «Талантливый человек талантлив во всем»? О каком человеке можно так сказать? Почему?

Вялотекущее хобби; предел мечтаний; источник позитива; нетронутая природа; муки творчества;

погружаться в удовольствие от своего дела; ходить, шить и вязать я начала одновременно; страсть к фотографии начала приносить мне деньги; мои близкие тоже в какой-то мере мои увлечения.

Задание 3. Примите участие в дискуссии: «Может ли увлечение перерасти в профессию?» [4; 58-62]
Прочитайте и прокомментируйте пословицу. Есть ли аналогичная в казахском языке. Приведите пример.

 

Каков человек, такова и его речь.

 

Задание 4. Прочитайте интервью. Переведите выделенный абзац[4; 58-62]

К счастью, жизнь подтверждает довольно часто слова о том, что талантливый человек талантлив во всем. Одним из весьма ярких примеров верности этого постулата служит творчество Ирины Рудман.

- Ирина, кажется, ты творишь из всего: ты попробовала себя в анимации, в рисунке, в фотографии, создавала замечательные игрушки, теперь вот валяешь для дам шикарные вещи из шерсти. Уже понятно, что творить - это не процесс, а состояние. Но последнее увлечение для тебя – это скорее хобби или профессия?

- Рукоделие для меня всегда было больше, чем хобби. Ходить, шить и вязать я начала одновременно. А когда я научилась бегать, я уже умела плести, чеканить и выпиливать лобзиком. В доме, где бабушки, дедушки и родители постоянно что-то мастерили, и из каждой коробки и тумбочки торчали нитки-тряпки-бусинки-ленточки-деревяшки-проволочки, невозможно вырасти ВНЕ рукоделия. Поэтому я росла В НЁМ. После школы я решила официально закрепить статус мастера и моя первая профессия - портной женской одежды.

- Расскажи, как ты работаешь?

- Я работаю одна, слушая музыку. Нет, я не надеваю наушники и не включаю плеер, просто, когда я беру в руки волокна, начинает звучать музыка. Если это шерсть, то звучит Бах. Если это шелк, то звучит Шопен. Патетично? Если человек рассказывает о своем увлечении не в высоких тонах, то это не увлечение, а так, вялотекущее хобби.

- Какое волшебство подсказало тебе, что при помощи хобби можно зарабатывать? Кто поддерживал в задумках и начинаниях?

- У меня никогда не было сомнений, что с помощью хобби можно зарабатывать. Все мои хобби всегда приносили мне деньги: анимация, интернет-дизайн, интерфейс-дизайн были моим следующим хобби после рукоделия и сразу переросли в профессию. Со временем появилась страсть к фотографии, и она тоже сразу начала приносить мне деньги.

-То, что ты объединила хобби и способ заработка - делает ли это тебя счастливой?

- Я не объединяла хобби и заработок искусственно, они всегда гармонично переплетались на фоне моего счастья, независимого от всего этого.

- Как много времени занимает твое увлечение? И как на такую трату времени и сил смотрят близкие?

- Мои увлечения и есть моя жизнь. Мои близкие, как часть моей жизни, тоже в какой-то мере мои увлечения. Все мои увлечения смотрят друг на друга с большой любовью и пониманием.

 

Аннотирование научных текстов

Аннотация — сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция).

Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» Состоит, как правило, из простых предложений.

Структура аннотации.

1. Библиографическое описание.

2. Тема статьи (книги). Проблематика.

3. Адресат.

Виды аннотаций

Информационная Рекомендательная Групповая
Описание и харак­теристика текста (книги, статьи и т.д.) Описание, характеристи­ка, объективная оценка, рекомендации к приме­нению информации Обобщенная характе­ристика нескольких текстов (книг, статей и т. д.)

 

Задание 5. Определите, к какому виду относятся данные аннотации.

 

 

1. Русский народ: его обычаи, предания, суеверия и поэзия /Собр.М., Забелиным. - СПб: Брайт Лайт, 1994. -- 464 с.

Описаны народные обряды. обычаи, наряды. Приведены заговоры, песни, легенды, собранные в конце XIX в. М. Забелиным и им записанные. Для широкого круга читателей.

 

2.. Электромагнитные излучения транспортных потоков / Чубуков А.Б. // Научн. конф. по пробл. экологии. - М., 1995. -С.] 12-113.

Рассмотрено формирование электромагнитных излучений транспортных потоков. Факторы, влияющие на интенсивность электромагнитной обстановки, создаваемой потоками транспортных средств: состав, плотность, интенсивность, равномерность транспортного потока. Выполнено экспериментальное исследование данного вида воздействия. Описана возможность снижения уровня электромагнитной обстановки, генерируемой транспортными потоками, конструктивными и организационными методами.

 

3.Шейнов В.Г1.

Риторика. - Минск: Амалфея, 2000. - 592 с.

Риторика - наука убеждать. Умение убеждать необходимо всем - от студента до министра. В книге изложено все многообразие методов убеждения. Она помогает успешно проводить деловые встречи, побеждать в споре, блистательно выступать.

Книга адресована студентам, преподавателям, руководителям, менеджерам, деловым людям.

Она принесет пользу каждому, кто желает усовершенствовать технику общения, а студентам поможет успешно сдать экзамены.

 

4.Основные проблемы охраны геологической среды / Парначев В.П. // Осн. пробл. охраны геол. среды: Инф. матер. / Том. гос. ун-т. Томск, 1995. - С. 3-6.

Обсуждаются проблемы антропогенного воздействия на природную среду. Охрана геол. среды рассматривается как система активных мероприятий, способствующих рациональному использованию природных ресурсов. Приводится обзор основных понятий и подходов к проблеме.

 

Собственный, личный, частный; [8; 41]

 

Собственный Личный Частный
Собственный - такой, которым принадлежит кому-(чему-)либо по праву собственности, является чьей-либо собственностью; свой Личный - «находящийся в пользовании данного лица или обслуживающий данное лицо», «такой, который осуществляется данным лицом или исходит от данного лица»; Частный - «индивидуальный, касающийся только данного лица», «принадлежащей отдельному лицу, не государственный, не общественный».  
Обратите внимание:
собственный – имеет значение «принадлежность вещи определенному лицу»,   частный – имеет значение «предмет принадлежит какому-то неизвестному лицу, не государству».
У Джорджа Баланчина была собственная балетная школа. В России балетные школы государственные или частные?

 

Задание 6. Вставьте вместо точек прилагательные собственный, личный, частный. [8; 41]

 

1. Здесь разрешена стоянка ... автотранспорта. 2. Ты работаешь в государственной или в ... организации? 3. После семи лет работы в НИИ, он решил открыть ... фирму. 4. Во время путешествия по стране, мы всегда останавливались на ... квартирах. 5. Как много ты куришь! Совсем не думаешь о ... здоровье!

6. Выбор университета - это твоё ... дело. 7. Что в этом чемодане? — Мои ... вещи. 8. Ему хотелось иметь свой ... дом. 9. После работы в школе она даёт ... уроки. 10. Ты не имеешь права вмешиваться, это их ... дело! 11. Я пришлю за вами ... автомобиль. 12. Александр Сергеевич, у меня к вам ... просьба. 13. Сегодня по ... вопросам декан не принимает.

 

Задание 7. Прочитайте выразительно стихотворение
Друг познается в удаче Так же порой, как в беде, Если он душу не прячет, Чувства не держит в узде. Друг познается в удаче. Если удача твоя Друга не радует,- значит Друг твой лукав, как змея.   Или же горькая зависть Разум затмила его, И, на успех твой позарясь, Он не простит ничего. Он не простит... Но иначе Скажет об этом тебе. Друг познается в удаче Больше порой, чем в беде.

 

Задание 8.Проверьте себя 1. Укажите правильный вариант: «Аннотация – это …» a)подробное изложение содержания книги (статьи, сборника) b) краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения c) самая краткая запись содержания книги (статьи, сборника) d) письменный разбор содержания книги (статьи, сборника) 2. Укажите правильный вариант: «Виды аннотации - …» a) текстуальная, тематическая, первичная b) фактографическая, оценочная, логико-теоретическая c) сквозная, выборочная, репродуктивная d) информационная, рекомендательная, групповая   3. Укажите правильный вариант: «В информационной аннотации дается …» a) описание и харак­теристика текста (книги, статьи и т.д.) b) описание, характеристи­ка, объективная оценка, рекомендации к приме­нению информации c) обобщенная характе­ристика нескольких текстов (книг, статей и т. д.) d) фактографическая и логико-теоретическая информация   4. Укажите правильный вариант: «В рекомендательной аннотации дается …» a) фактографическая и логико-теоретическая информация b) описание и харак­теристика текста (книги, статьи и т.д.) c) обобщенная характе­ристика нескольких текстов (книг, статей и т. д.) d) описание, характеристи­ка, объективная оценка, рекомендации к приме­нению информации  

 

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
непревзойденное произведение шоқтығы биік шығарма unsur­passed work
социально-психологический әлеуметтiк – психологиялық sociopsy- chological
поиски добра и правды Шындық пен мейiрбан iздеу search for good and truth
Завершить труд еңбегін бiтiру to complete one’s work
человечность адамгершілік; адамдық; адамшылық; иман; кісілік humaneness
чувство (жажда) справедливости қалтқысыздық сезім sense of (thirst for) justice
характерная черта айқын сипат distinctive feature
более чем бетер more than
простой человек (простые люди) Қарапайым кісілер ordi­nary man (ordinary people)
войти в литературу әдебиетке кiру to appear in literature
СРОП №8   Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Удовольствие для души»
СРО №22   Прочитайте текст «Архитектурная композиция» [c.218], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.

Литература

1. Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

8. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

9. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

10. Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз. Курсы, 2007. — 192 с.

11. Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. — 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.

12. Альбекова А.Ш., Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. Испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.-104 с.

13. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др.– 4-е изд, перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.-288 с.

14. Русский как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие/ Вавилова Е.Н., Курикова Н.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2009.- 125 с.

15. Говорим по-русски без переводчика: Интенсивный курс по развитию навыков устной речи/ отв.ред. Крючкова Л.С., Дунаева Л.А. – 7-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. – 176 с.

16. Чешко Л.А., Русский язык для подготовительных отделений вузов: Учеб.пособие.2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2011.-333 с.

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 16 (106)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Край контрастов Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема:Языковые и речевые стандарты-клише для написания аннотации
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст [см. текст №16, с. 162-163], ответьте на вопросы [1; 81-82]

 

  1.Где находится Россия? 2.Какова площадь России? 3.Каковы природные условия России? 4.Какие самые крупные озёра и реки в России? 5.Какие полезные ископаемые имеются в недрах России?

Задание 2. На карте представлены фотографии известных личностей (представители власти, шоу-бизнеса, искусства, спорта, науки), а также достопримечательности России. Заполните таблицу:
Известные личности в области … достопримечательности
политики и власти науки и техники космоса искусства шоу-бизнеса спорта
             
Задание 3. Перескажите прослушанный текст.
Задание 4. Прочитайте диалог[1; 81-82]

О городе, где я учусь

− О, Айдана, здравствуй!

− Добрый день, Аскар. Как давно я тебя не видела. Рада встрече с тобой. Где ты теперь учишься?

− В Тамбове.

− А где находится этот город?

− Южнее Москвы на 450 километров.

− Это большой город?

− Большой, но, конечно, гораздо меньше Москвы. В нём 350 тысяч жителей.

− Это, наверное, молодой город?

− Москва старше Тамбова на 560 лет. Но Тамбов тоже старинный город. Он основан в 1636 году. Нам об этом рассказывали в краеведческом музее города.

− Скажи, а чем известен Тамбов?

− Я думаю, тем, что об этом старинном городе писали замечательные русские писатели Лермонтов и Сергеев-Ценский. В XVIII веке здесь жил известнейший русский поэт Державин.

− Но я всё-таки думаю, что интереснее жить в столице. Здесь больше музеев и театров, есть где отдохнуть.

− Возможно, ты права. Но каждый провинциальный город не менее интересен, чем столица. Кстати, о театре. В Тамбове очень старый драматический театр. В 1986 году он отметил своё 200-летие. Здесь выступали известнейшие русские артисты. В 1901 году сюда с концертом приезжал Шаляпин. Здесь танцевала лучшая балерина мира – Майя Плисецкая, а в 1957 году в театре состоялся авторский концерт Дмитрия Шостаковича, величайшего композитора современности

Дискуссия

Задание 5.Лучший город Земли – Алматы
Задание 6. Напишите сочинение на тему: «Гордость моей Родины»

Прочитайте. Скажите, есть ли аналогичные изречения в казахском языке.

Доброе слово многих прельщает.
Языковые и речевые стандарты-клише для написания аннотации
    Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов (клише). Смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.
  • Характеристика содержания текста:
    • В статье (книге) рассматривается…;
    • В книге изложены…;
    • Статья посвящена…;
    • В статье даются…;
    • В основу работы положено…;
    • Автор останавливается на следующих вопросах…;
    • Автор затрагивает проблемы…;
    • Цель статьи - показать…;
    • Цель автора - объяснить (раскрыть) …;
    • Целью статьи является изучение…;
    • Автор ставит своей целью проанализировать…
  • Композиция работы:
    • Книга состоит из… глав (…частей) …;
    • Статья делится на … части;
    • В книге выделяются … главы.
  • Назначение текста:
    • Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому) …;
    • Сборник рассчитан…;
    • Предназначается широкому кругу читателей…;
    • Для студентов, аспирантов…;
    • Книга заинтересует…
 
Задание 7. Отредактируйте текст аннотации

В этой статье говорится о проблемах загрязнения окружающей среды, а также называются последствия этих воздействий. Автор хочет показать то, что надо создавать меры по решению этих проблем. Эта статья называется «Экология» и публикуется она в пособии по химии, автором которого является Г.П. Хоменко.

Задание 8. Проверьте себя 1. Укажите правильный вариант: «В групповой аннотации дается …» a) обобщенная характе­ристика нескольких текстов (книг, статей и т. д.) b) описание и харак­теристика текста (книги, статьи и т.д.) c) описание, характеристи­ка, объективная оценка, рекомендации к приме­нению информации d) фактографическая и логико-теоретическая информация   2. Укажите правильный вариант: «Слово аннотация означает …» a) вывод b) умозаключение c) замечание d) аргумент   3. Укажите правильный вариант: «Языковые клише аннотации для отражения композиции статьи -… » a) автор опирается на цифры / приводит цитаты … b) статья называется / озаглавлена … c) статья состоит из …/ делится на … d) статья адресована / представляет интерес для …   4 Укажите правильный вариант: «Языковые клише аннотации для отражения адресата статьи -… » a) автор опирается на цифры / приводит цитаты … b) статья называется / озаглавлена … c) статья адресована / представляет интерес для … d) статья состоит из …/ делится на …

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
многочисленный байтақ; есепсіз; көп сан; қыруар; сансыз; сансыз көп; толып жатқан numerous
уникальный бірден-бір; бірегей; өте сирек unique
деревянный ағаштан істелген wooden
архитектурный архитектуралық; сәулеттік architectural
создание жаралу; жарату; жарыққа шығару; жасау; құру; шығарма creation
населять что? 1) қоныстандыру; кіргізу; орналастыру 2) мекендеу; өмір сүру; тұру to inhabit
территория аймақ; аудан; аумақ; жер; маңай; территория; төңірек territory, area
иметь бар болу; болу to have
письменность жазба; жазу; жазу-сызу written language
мировой әлемдік; дүниежүзілік; жиһангерлік келіскен; керемет; тамаша, бейбіт; татулық world
СРО №23   Выучите стихотворение Б.Окуджавы «Поэт» [c.219]
СРО №24   Подготовьте видеопрезентацию-карту РК с известными личностями Казахстана [ см. с. 236]

Литература

1. Русский язык, учебное пособие под общ. ред. проф. И.М.Поповой и доц.Т.В.Поповой. Тамбов, изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2004, ч.1, 216 с.

2. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

3. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

4. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

5. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ №17 (107)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Две столицы Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Справочно-библиографическое описание. Структура библиографического описания.
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст [см. текст №17, с. 163], ответьте на вопросы[1; 24-27]
1.Кто является основателем Москвы? 2.Когда и кем основан Санкт-Петербург? 3.Как отличаются облики Москвы и Петербурга? 4.Каким Петр I хотел сделать Петербург? 5.Почему после переноса столицы в Петербург Москва не потеряла своего значения?
Задание 2. Перескажите текст
Задание 3. Прочитайте текст. [1; 28-29] Объясните, как вы поняли значение слова ДУХ.

Два города – два мира

Москва и Петербург окружены своими мифами. Очень долго жил миф о Москве как третьем Риме: Москва больше чем город, она целый православный мир; Россия начинается с Москвы, Москва – средоточие русской духовности. Петербург – «окно в Европу», оплот западной цивилизации в России, он связан с величием Империи; с другой стороны, Петербург – город, построенный вопреки природе на “гиблом” месте и вопреки разуму – на границе страны.

Писатели, деятели искусства России всегда делились на «москвичей» и «петербуржцев». Так, А.С.Пушкин, родившийся в Москве, был «петербуржцем», широко известны его строки о Петербурге:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...

Другой гениальный поэт XIX века, М.Ю.Лермонтов, был “москвичом”:

Москва, Москва!... люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Петербург вошел в произведения Н.В.Гоголя и Ф.М. Достоевского как город фантасмагорический, порождающий противоречивое отношение к себе, их традицию продолжил выдающийся писатель-символист начала XX века, коренной москвич А.Белый, написавший мистический роман «Петербург». «Петербургские сумерки снежные» окрашивают поэзию А.А.Блока, петербуржца по рождению и по духу.

А.А.Ахматова - настоящая петербургская поэтесса, хотя родилась близ Одессы:

Но ни на что не променяем

Гранитный город славы и беды,

Широких рек сияющие льды,

Бессолнечные, мрачные сады ...

Марина Цветаева, ее младшая современница, наоборот, была пылкой москвичкой:

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси - бездомный,

Мы все к тебе придем.

Именно Цветаева смогла передать в этих строках одну из сторон народного восприятия Москвы. Самый любимый в России национальный поэт С.Есенин, родившийся под Рязанью, называл себя «московским озорным гулякой», в его стихах живет московский дух. Конечно, московским романом является знаменитый роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

У современных деятелей искусства также чувствуются их московские или петербургские корни. Сегодня противопоставление Москвы и Петербурга не так явно, но все-таки каждый город сохраняет в себе свой мир, отражающий разные стороны русского духа.

 

С каким из данных определений можно употребить слово ДУХ [1; 28-29] : Национальный, интересный, культурный, народный, французский, психологический, столичный, провинциальный

 

 

Задание 4. Расскажите о двух столицах РК (Астане и Алматы)

 

 

Справочно-библиографическое описание. Структура библиографического описания
 
Структура Пример
Заголовок описания – фамилия и инициалы автора Cанакоев Ш.П., Капченко Н.И. Внешняя политика и борьба идей. - М.: Междунар. отношения, 1981. - 254 с.
Заглавие – название произведения
Издание – сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения Организация Объединенных Наций: Краткий справочник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 1980. - 143с.
Выходные данные – место издания, наименование издательства и год издания
Количественная характеристика данных – фактическое количество страниц (с.), листов (л.) Соломахин Д. Проблемы формирования менеджеров нового типа // Проблемы теории и практики управления. - 1993. - № 6 - С.56-62.

1.Многотомные издания

Издание в целом: Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. - М.: Искусство, 1969-1971.-4 т.
Отдельный том: Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. - М.: Искусство.- Т. 2.-1969.-326 с.

2. Однотомные издания

Книги одного автора:
Антонов В.И. Символ как культурологическая категория // РАУ. - М.: Луч, 1992. - 39 с.

Книги двух авторов:
Васильев Г.И., Галанов С.С. Новый механизм расчетов и кредитования внешнеэкономического комплекса. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 237 с.

Книги трех авторов:
Лазарев Л.В. и др. Иностранные граждане: (правовое положение) / Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. - М.: Российское право, 1992. - 315 с.

Книги под общей редакцией:
Приватизация: чему учит мировой опыт / Под общ. ред. Б.М. Болотина. - М.: Международные отношения, 1993. - 280с.

3. Статьи из журналов
Аникеев А. Национальное самосознание и судьбы государства // Диалог. - 1993. - № 4. - С. 4-10.

4. Статьи из газет

Соколовская Г Конкуренция или сотрудничество? // Экономика и жизнь. - 1993. - Февр. (№ 5). - С. 7.

 

Задание 5. Сделайте правильное библиографическое описание источника.

1. Андре Нотон Колдовской мир С- Пб Северо-Запад 1992

2. Кожа. Секретные материалы Бен Мецрих АСТ 1999

3. Маслова Е.Н. Памятник «Тысячелетию России» Лениздат 2009

4. Звездные Волки против Звездных королей. Москва изд-во Эксмо-Пресс

5. Сухинов С.С. Странники Вселенной Непомнящий Н.Н. Москва АСТ

6. Краткий справочник по химии Э.Г. Злотников С-Пб изд-во Питер1999

Задание 6. Расскажите, какие города вам нравятся – современные мегаполисы или тихие, провинциальные города. Аргументируйте свое мнение, используйте в ответе приведенную пословицу и цитату
Сто человек – сто мнений.
Каждый человек рождается для какого-то дела. (Э. Хемингуэй)

 

Задание 7. Прочитайте выразительно стихотворение.
У нас так много в жизни мелочей, Дела, работа, поздний ужин. Но мы находим время на друзей, На тех, кто нам на самом деле нужен! У нас так много в жизни ерунды, Скандалы, слухи,- им не верю! Ведь люди те, которым мы важны, Всегда для нас откроют двери! У нас так много в жизни огорчений, И пусть о них не любим говорить, Но вот друзьям, без исключенья, Всегда мы можем позвонить! И в радостном плену своих идей, И в час прощальный у вокзала, Мы все должны беречь друзей, У нас их очень-очень мало...

 

Безответственный, безответный
Безответный Безответственный
1) такой, который не получает отклика, на который нет реакции; 2) такой, который не имеет возможности возразить, проявить своё возмущение, недовольство. 1) такой, который не готов отвечать за последствия своих поступков, за результат своей работы; 2) такой, который является результатом деятельности безответственного человека
1) безответный взгляд, жест, вопрос, запрос; безответная любовь; безответное письмо, страдание, чувство. 2) безответный раб безответное животное безответственный человек: оппонент, работник; безответственное лицо; безответственный поступок; безответственная работа; безответственное выступление, заявление, отношение к чему, поведение, решение

 

Задание 8.Проверьте себя 1. Вместо точек вставьте подходящее слово: Мое письмо Наташе осталось … a) безответно b) безответным c) безответственным d) безответственно 2. С какими словами употребляется с определение БЕЗОТВЕТНЫЙ a) тон, шарж, атмосфера, внимание, письмо. b) коллектив, группа, работник, заявление. c) вечеринка, встреча, забота, пожелания d) взгляд, жест, вопрос, запрос. 3. С какими словами употребляется с определение БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ a) любовь, письмо, страданье, чувство. b) человек, оппонент, работник, поведение, решение c) расход, подбородок, зарплата, дно d) характер, влияние, отношение, чувство 4. Вместо точек вставьте подходящее слово: Политическая обстановка в стране обострилась, и журналисты должны прекратить делать ... заявления.… a) безответные b) безответственное c) безответственные d) безответно

 

Глоссарий

По-русски Қазақша InEnglish
участвовать в чём? қатынастыру; қатынасу; қатысу to take part
собраться жиналу; жиналысу; жинау; жиылу; топталу I to gather
художник сурет салушы; суреткер; суретші; шебер artist
крупный кесек; ірі; бойшаң; көлемді; көрнекті important
образованный білікті; білімдар; білімді; зиялы; оқыған; оқымысты educated
строительство Құрылыс; жасау; ұйымдастыру; іске асыру building
имение алпауыт қожалығы (помещик шаруасының жер меншігі) estate
драматург драматург (сахнаға арнап шығарма жазатын жазушы) playwright
получить название атауды алу to be called
открыть талант дарынды ашу to discover a talent
СРОП №9   Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему:«Об уникальных уголках моей Родины».
СРО №25   Прочитайте текст «Классификация зданий и их конструктивные схемы» [c.219-220], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.

Литература

1. Петухова Е.Н. Россия и русские сегодня: Учебное пособие по русскому языку для инстранныхз студентов и стажеров. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-137 с.

2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.


 

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 18 (108)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Золотое кольцо России Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Реферирование научных текстов. Виды продуктивных и репродуктивных рефератов.
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
<



©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.