Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономические потребности и производственные возможности общества

1. Экономические потребности общества, их сущность и классификация. Закон возвышения потребностей.

2. Ресурсы и факторы производства. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.

Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удовлетворять свои потребности, для чего необходимы определенные ресурсы. Ресурсы ограничены, их всегда не хватает, чтобы удовлетворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всегда стоит перед проблемой выбора. Раскрытию этих вопросов посвящена данная тема.

Потребность – это нужда человека в чем-либо. Потребности следует отличать от желаний. Существуют классификации потребностей по различным признакам. По степени первоочередности удовлетворения потребности подразделяют на первичные (в продуктах питания, одежде, обуви, мебели) и вторичные (в образовании, медицинском обслуживании, туризме и т. д.). По форме потребности разделяются на материальные (одежда, обувь, жилище), духовные (книги, музыка), социальные (в уважении, в труде). По признаку насыщаемости потребности можно разделить на насыщаемые (в продуктах питания, предметах потребления длительного пользования) и ненасыщаемые (в туризме, спорте, саморазвитии). С точки зрения субъекта выделяют потребности индивидуальные (отдельного человека), коллективные (группы людей, предприятия) и общественные (потребности общества в целом в общественных товарах – музеях, парках, маяках). По направленности потребности подразделяют на личные (отдельных субъектов в предметах потребления) и производственные (потребности предприятий в средствах производства).

Предметы потребления – это блага, которые используются физическими лицами для удовлетворения их личных потребностей (продукты питания, одежда, жилище, предметы потребления длительного пользования). Средства производства – это совокупность средств труда (машин, оборудования, с помощью которых происходит производство благ) и предметов труда (сырья, материалов, из которых производятся блага). Средства производства потребляют предприятия (фирмы) в процессе производства благ.

По положению в иерархической системе потребности подразделяют на абсолютные, действительные, потенциальные, реальные, фактические. Абсолютные потребности (высший уровень) представляют собою идеальный, внутренний побудительный мотив к потреблению. Это общие потребности в одежде, еде, духовном развитии, пр. Они существуют на протяжении всей истории существования человечества. Действительные потребности (второй уровень) имеют относительный характер и отображают объективную, то есть сознательно осмысленную, потребность человека в конкретных потребительских благах (предметах потребления и услугах), необходимых для расширенного воспроизводства рабочей силы и всестороннего развития личности. Они характеризуют общие потенциальные возможности общества. Реальные потребности (третий уровень) могут быть удовлетворены в каждый данный момент имеющимися возможностями производства и социальными условиями. Платежеспособные потребности (четвертый уровень) — это те потребности, которые в рыночных условиях могут быть реально удовлетворены определенными объемами предложения товаров и услуг, и они обязательно обеспечены денежным покрытием. Фактические потребности (самый низкий, пятый уровень) определяются объемом средств существования, который практически может обеспечить физическое выживание человека (схема 2.1).

Наиболее распространенной в экономической литературе является классификация потребностей по А. Маслоу (схема 2.2).

Самые низшие потребности – физиологические. Это базовые потребности. Потребности более высокого уровня – в безопасности. Эти два вида потребностей имеют все живые организмы. Потребности в социальных контактах, в уважении – более высокого уровня, они присущи только человеку. Потребность в саморазвитии является наивысшей.

Величина потребностей регулируется всеобщим экономическим законом возвышения потребностей (схема 2.3). В соответствии с этим законом величина и структура потребностей определяется уровнем развития производительных сил.

Уровень развития производительных сил в свою очередь зависит от уровня развития человека (его образования, квалификации, культуры) и средств производства.

Величина потребностей также зависит от образования людей, уровня их доходов, окружения, возраста, пола и т. п. Для удовлетворения все возрастающих потребностей людей необходимо наличие определенных ресурсов. Ресурсы – это совокупность всех необходимых условий, используемых при создании благ; это возможности, которыми обладает и которые применяет общество в конечном счете для удовлетворения своих потребностей.

Ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые, воспроизводимые и невоспроизводимые. Среди ресурсов выделяют экономические, рассматриваемые с точки зрения ограниченности и редкости.

Различают природные ресурсы, т. е. данные природой (земля и ее недра, леса, воды); трудовые (люди с их навыками и способностями в трудоспособном возрасте); капитальные (средства производства – средства и предметы труда) (схема 2.4).

Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, принимают форму факторов производства. Существует такие факторы производства, как труд, земля, капитал, предпринимательская способность. В последние годы добавились такие факторы, как наука и информация (схема 2.5).

Процесс труда – сознательная целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование вещества природы ради удовлетворения своих потребностей. Понятие «труд» тесно связано с такими понятиями, как «рабочая сила» и «человек». Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, реализуемых в процессе трудовой деятельности. Человек – носитель рабочей силы. Все эти три понятия характеризуют труд как фактор производства.

Капитал как фактор производства – это средства производства, используемые в процессе производства. Они включают предметы и средства труда. Средства труда – это вещь или комплекс вещей, чем или с помощью чего человек производит блага. Средства труда включают в себя орудия труда, то, чем человек непосредственно воздействует на предметы труда (машины, оборудование, инструменты). Второй элемент средств труда – материальные условия труда (здания, сооружения, дороги, мосты). Третий – емкости (цистерны, ящики, бочки), используемые для хранения сырья и готовой продукции.

Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, или то, из чего производятся блага. Предметы труда включают в себя предметы труда, данные природой (земля и полезные ископаемые), и сырье (предметы, подвергшиеся обработке человеком и предназначенные для дальнейшей переработки). Сырье, в свою очередь, делится на готовую продукцию (годную к конечному потреблению и предназначенную для дальнейшей переработки), и полуфабрикаты (предметы труда, для конечного потребления обязательно требующие доработки). К полуфабрикатам можно отнести макароны, пельмени, муку, к готовой продукции – молоко, хлеб, яблоки.

Предпринимательская способность – это способность человека заниматься предпринимательской деятельностью. Предпринимательская способность включает в себя такие характерные черты: идти на риск собственным капиталом; способность соединить воедино факторы производства; принимать решения и нести за них ответственность; всегда быть в творческом поиске. Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены.

Ограниченность ресурсов – проблема, с которой сталкиваются все субъекты хозяйствования – и бедные, и богатые, и отдельные люди, и предприятия, и страны. Однако эта проблема имеет относительный, а не абсолютный характер. Во-первых, в будущем количество ресурсов может измениться, а во-вторых, какова бы ни была величина ресурсов, их все равно не хватит, чтобы удовлетворить все неограниченные потребности человека. В условиях ограниченности ресурсов субъект всегда стоит перед проблемой выбора. Но, выбрав один вариант использования ресурса, субъект должен отказаться от других, альтернативных вариантов его использования. Альтернативная стоимость – это наиболее предпочтительный вариант использования ограниченного ресурса, от которого пришлось отказаться.

Проблема выбора находит свое выражение в кривой производственных возможностей (КПВ) (схема 2.6). Кривая производственных возможностей – это геометрическое место точек (E, L, M, F и др.), показывающее множество альтернативных вариантов максимального производства двух товаров при полном использовании всех ресурсов. Кривая имеет нисходящий вид, т. к. для увеличения производства одного товара, при неизменных ресурсах, надо уменьшить производство другого товара. Кривая имеет выпуклый вид, т. к. ресурсы полностью не взаимозаменяемы. И при большем увеличении производства одного товара надо отказываться все от большего числа другого, т. е. альтернативная стоимость растет.

Точка D на графике показывает желательный, но недостижимый при данных ресурсах вариант производства двух товаров. Точка С характеризует вариант неполного использования ресурсов, когда существует хроническая недогрузка производственных мощностей, безработица.

Со временем, когда количество применяемых ресурсов изменится, кривая производственных возможностей может сместиться влево или вправо. Когда количество ресурсов в стране увеличивается (растет иммиграция, рождаемость, открываются новые залежи полезных ископаемых), кривая производственных возможностей сдвигается вправо, показывая увеличение производства товаров.

В случае сокращения численности применяемых ресурсов в результате войн, стихийных бедствий, эпидемий, исчерпанности залежей полезных ископаемых кривая производственных возможностей сдвигается влево, что свидетельствует о сокращении объемов производства.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.