Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фрагменты, место которых не установлено



1. Фест. О значении слов, стр. 166 по Линдсею: Nancitor в XII таблицах значит «захватит», «возьмет»; ...и в Латинском

 

1 Одна из форм удовлетворения законных требований кредитора, происходившая, однако, вне суда и, как правило, без свидетелей. Тем самым кредитор предоставлял должнику возможность либо сми­риться с понесенной утратой, либо самому выступать в суде в каче­стве истца.

2 Иски за нанесенный ущерб, направленные против подвластных лиц (сыновей, рабов и т. д.) с требованием к их хозяину или отцу либо уплатить штраф за их преступление, либо выдать виновника постра­давшей стороне.

3 Постановление претора, имевшее силу закона только в период срока его полномочий. Постепенно, однако, эдикты приобрели силу если не закона, то весьма авторитетного мнения юриста, на которое опирались последующие преторы. Таким образом, действие преторско-го эдикта сродни действию современного прецедентного права.

 

договоре: если кто-то завладеет имуществом, то пусть владеет, и если получит что-либо от залога, то пусть этим владеет1.

4. Донат. Коммент. к «Евнуху» Теренция, 3. 3. 9: «Со злым умыслом»... то, что он добавил слово «злым»... следует рассматривать либо как архаизм, ибо так древними было написано в XII таблицах, либо как постоянный эпитет слова «умысел».

5. Цицерон. О государстве, 2. 31. 54: И XII таблиц в многочисленных законах указывают на дозволение подавать апелляционную жалобу2 на любое судебное решение или определение меры наказания.

6. Цицерон. Об обязанностях, 3. 31. 111: Наши предки пожелали, чтобы для установления отношений доверия не было уз более прочных, чем клятва3, и на это указывают Законы XII таблиц...

7. Августин. О граде Божьем, 21. 11: Цицерон пишет в книге «О законах», что существует восемь видов наказания, а именно: штраф, тюрьма, телесное наказание, воздаяние тем же, лишение чести, ссылка, смерть, рабство. То же у Исидора Гиспальского в «Этимологиях», 5. 27.

8. Гай. Институции, 1. 122: Некогда пользовались только медными деньгами, и были ассы, дупондии, семиссы и квадранты4, но не было в употреблении никаких золотых или серебряных монет, как можно видеть из Законов XII таблиц.

 

1 Употребленная здесь глагольная форма nancitor может быть понята лишь при сопоставлении с приведенной ниже цитатой Феста из Латинского договора. Очевидно, что в Законах XII таблиц форма nancitor была употреблена в том же смысловом контексте, что и в Латинском договоре, на что указывает как слово item (также, то же), так и совпадение подобной нормы в таблице 1,5 с описанием текста Латинского договора у Дионисия (6,95). Таким образом, данная норма защищала права законного владения и собственности как римских граждан, так и связанных с ними договором латинов.

2 Право провокации — апелляция на судебное решение магистрата к плебейскому трибуну и народному собранию, без одобрения которого судебное решение после апелляции не могло быть приведено в исполнение.

3 Честное слово (fides) — один из основных сакрально-правовых институтов гарантии договоров и обязательств, связанных с произнесением сакральной клятвы (iusiurandum), обрекавшей клятвопреступника на смерть.

4 Асс состоял из 12 унций. Квадрант составлял 3 унции от асса, т. е. четверть асса, семисс — 6 унций, или половину асса, наконец, дупондии — 2 асса.

 

9. Гай. Кн. 5. Коммент. к XII таблицам. Диг., 50. 16. 237: Двумя отрицаниями закон скорее позволяет, нежели запрещает; на это обратил внимание и Сервий.

11. Сидоний Аполлинарий. Письма, 8. 6. 7: Почти вслед­ствие самого времени был, говоря слогом децемвиров, «провоз­глашен» закон о 30-летней давности1.

12а. Глоссы Филоксена: Слово duicensus [дважды оценен­ный] в XII таблицах означает «вторично прошедший ценз».

12в. Фест. О значении слов, стр. 58 по Линдсею: Дважды оцененным назывался тот, кто прошел ценз вместе с другим ли­цом, т. е. вместе с сыном.

Институции Гая2

Публикуется по: Гай. Институции / Пер. с лат. Ф. Дыдынского; Под ред. В. А. Савельева, Л. Л. Кофанова. М., 1996

Книга 1

О гражданском праве и естественном 1. Все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: итак, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом цивильным, как бы собственным правом, свойственным самим гражданам. А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным, как бы правом, которым пользуются все народы. Таким образом и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом,

1 Тридцатилетием, по-видимому, назывался срок давности, по исте­чении которого наказание за преступление не наступало.

2 Институции Гая представляют собой древнейший (II в. н. э.)учеб­никпо-римскому праву, наиболее популярный не только в древности, нои в наше время. Институции Гая и сегодня являются прекрасным Учебным пособием для студентов, так как обладают и необходимой краткостью изложения, и обеспечивают достаточно глубокое погруже­ние в предмет истории римского права архаического, предклассическо-гои классического периодов.

 

отчасти правом, общим всем людям. В своем месте мы укажем на особенности каждого права в отдельности.

2. Цивильное право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов тех должностных лиц, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов знатоков [права].

3. Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобряли и постановили. Плебс же отличается от народа тем, что словом народ обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебс обозначаются все прочие граждане, за исключе­нием патрициев. Вот почему-то патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензия1, которым было определено, чтобы постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Таким образом решения плебеев поставлены были наравне с настоящими законами.

4. Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно.

5. Указ императора есть то, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом; и никогда не было со­мнения в том, что указ императора имеет силу настоящего зако­на, так как сам император приобретает власть на основании осо­бого закона [который придавал императорским распоряжениям силу закона].

6. Эдикты суть постановления и предписания тех должностных лиц, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется должностным лицам рим­ского народа; самое важное значение, однако, в этом отноше­нии имеют эдикты двух преторов — городского и перегринс-кого, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их на­местникам2. То же самое относится к эдиктам курульных эдилов, юрисдикцию которых в провинциях римского народа

1 Закон диктатора Квинта Гортензия датируется 287 г. до н. э.

2 Впервые городской претор был избран в 367 г. до н. э. для веде­ния судебных разбирательств в городе среди римских граждан. Пре­тор перегринов предназначался для судебных разбирательств римлян с иностранцами, начал избираться с 248 г. до н. э.

 

имеют квесторы. В императорские же провинции квесторов вообще не назначают, а потому в этих провинциях такой эдикт не обнародуется.

7. Ответы знатоков [права] — это мнения и суждения юрис­тов, которым позволено было установлять и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собою, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим, что прямо выражается в рескрипте блаженной памяти Адриана.

О разделении права

8. Все право, которым мы пользуемся, относится или к ли­цам, или к вещам (объектам), или к искам. Прежде всего рас­смотрим значение лиц.

О правовом положении людей

9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди — или свободные, или рабы.

10. Далее, из свободных людей одни — свободнорожденные, другие — вольноотпущенные.

11. Свободнорожденные суть те, кто рожден свободным, от­пущенники — это те, которые отпущены на волю из законного рабства.

12. С другой стороны, есть три рода вольноотпущенных: они или римские граждане, или латиняне, или покоренные. Рассмот­рим каждую группу отдельно: сперва поговорим о покоренных с оружием в руках.

О покоренных с оружием в руках, или о законе Элия Сенция

13. Итак, законом Элия Сенция1 постановлено, чтобы рабы, которые в наказание были заключены господами в оковы, клей­мены горячим железом, допрашиваемы пытками за преступле­ние и изобличены в совершении такового, равно и те, которые предназначены были бороться с дикими животными и брошены были или на арену цирка, или в тюрьму, а затем были отпущены на волю или тем же самым господином или кем-либо другим,

1 Закон датируется 4 г. до н. э.

 

пользовались теми правами, которые были предоставлены ино­странцам, сдавшимся римскому народу.

Об иностранцах, покоренных с оружием в руках

14. Peregrini dediticii называются те, которые некогда с ору­жием в руках сражались против римского народа, а затем, буду­чи побеждены, сдались.

15. Следовательно, рабов, подвергшихся такому бесчестию и отпущенных на волю в каком бы то ни было возрасте и каким бы то ни было образом, никогда не будем считать римскими или латинскими гражданами, хотя бы они были в полной власти господ, но всегда будем их причислять к покоренным и сдав­шимся римскому народу.

16. Если же раб не подвергся такому бесчестию, то он, буду­чи отпущен на волю, делается или римским, или латинским гражданином.

17. Именно лицо, удовлетворяющее следующим трем усло­виям: если оно старше 30 лет, было у господина по праву кви­ритов и получило свободу вследствие законного отпущения на волю, т. е. или посредством vindicta [на основании юридичес­кого акта], или вследствие занесения в цензорский список, или в силу завещания, то такое лицо признается римским гражда­нином. В случае если одного из этих условий недостает, то оно будет латином.

Об отпущении на волю и законном основании отпущения на волю

19. Законной же причиной отпуска на волю будет, например, тот случай, когда в присутствии совета отпускает кто-либо на волю родного сына или дочь, брата или сестру, питомца или воспитателя или раба, для того чтобы иметь в его лице поверен­ного, или когда кто-либо отпускает на волю рабыню для вступ­ления с нею в брак.

О собрании совета

2lb. По праву квиритов мы приобретаем в собственность раба не на основании только того, что покупаем его за наши деньги, но законное приобретение раба связано еще с дальнейшими ус­ловиями, так как существуют тоже некоторые незаконные спо­собы приобретения: итак, вещи, которые отчуждаются посред­

 

 

ством передачи, хотя и принадлежат к разряду res mancipi, но все-таки не приобретаются ни в силу манципации, ни посред­ством мнимой виндикации, ни на основании давности, а счита­ются только в имуществе (in bonis) приобретателя1.

22. Латином делается по закону Элия Сенция раб моложе 30 лет, если он в завещании объявляется свободным, хотя сам закон Элия Сенция не делал его еще латином. Равным образом латином считается тот, кто, достигши 30-летнего возраста, отпу­щен был на волю тем господином, который владел рабом in bonis, хотя бы отпущение на волю производилось по праву кви­ритов; точно так же латином делается тот, кто между друзьями получил свободу, если нет какого-нибудь другого препятствия, которое могло бы помешать приобретению свободы. Все выше­упомянутые лица прежде считались свободными, потому что претор защищал их свободу, хотя они по праву квиритов были рабами; теперь же, отпущенные на волю при указанных выше обстоятельствах, они в самом деле свободны и называются Latini Juniani; латинами потому, что образовались по образцу лати­нян, называемых coloniarii; юнианскими, потому что приобрели свободу на основании закона Юния2, между тем как прежде они казались рабами.

23. Однако Юниев закон не позволяет им ни самим состав­лять завещаний, ни приобретать по завещанию, ни назначать их в завещании опекунами.

26. Таким образом свобода тех, которые поступили в число покоренных (дедитициев), самая незавидная; никакой закон, никакое сенатское постановление, никакой императорский указ не дает им прав римского гражданства.

27. Они даже не могут оставаться в Риме или в округе его на 100 миль под страхом публичной продажи их самих вместе с имуществом, с тем условием, чтобы не исполняли рабских обя-

1 Ф. Дыдынский здесь и далее переводит термин «in bonis» как «в бонитарной собственности». Однако такой перевод не вполне адеква­тен содержанию термина «in bonis», так как бонитарной собственности как категории источники римского классического права не знают; в русском же языке вообще нет адекватного юридического термина, по­этому, чтобы не искажать смысл текста, корректнее оставить здесь и далее термин «in bonis» без перевода. О значении этого термина см.: Савельев В. А. История римского частного права. М., 1986.

2 Закон Юния Норбана издан в 19 г. н.э.

 

занностей ни в Риме, ни в его округе на 100 миль и чтобы никог­да не получали свободы. А если бы они были отпущены на волю, то они опять делаются рабами римского народа. Так это выра­жено в законе Элия Сенция.

28. Латиняне приобретают права римского гражданства мно­гими способами.

29. Итак, уже по закону Элия Сенция рабы, отпущенные на волю в возрасте, меньшем 30 лет, и сделавшиеся латинскими гражданами, приобретают римское гражданство после того, как они женятся или на римских гражданках, или на латинянках, поселившихся в колониях, или на женщине того же состояния, какого они сами, и засвидетельствуют брак в присутствии совер­шеннолетних римских граждан в числе, не меньшем семи, и после того, как сыну, которого они приживут, будет год. По упомянутому закону такой латин имеет право обращаться к пре­тору, а в провинциях — к наместнику, и доказать, что он, ла­тин, женат по закону Элия Сенция и что у него от жены годо­валый сын, и если претор или наместник заявят, что дело дока­зано, то и сам латин, и жена его, если она того же состояния, что и муж, и их сын, если и он того же состояния, признаются согласно приказу римскими гражданами.

32Ь. Если раб оказывается in bonis у одного господина и по праву квиритов — у другого, то один из них может дать начало освобождению, а другой дополнить таковое посредством вторич­ного отпущения на волю.

32с. Кроме того, латин может приобретать квиритское право, если построил морской корабль, вмещающий не менее 10 тысяч мер хлеба в зерне, или если постарается приобрести другие ко­рабли, или же если тот же самый корабль или другой, предъяв­ленный вместо потонувшего, будет шесть лет доставлять хлеб в Рим. Это постановляется на основании эдикта блаженной памя­ти Клавдия.

33. Кроме того, эдиктом Нерона1 постановляется, чтобы лати­нянин получал квиритское право, когда будет иметь имущество,

1 Тиберий Клавдий Нерон — римский император, родился 15 де­кабря 37 г. н. э. в г. Антие. Отличался особой жестокостью и распут­ством. У власти с 54 г. н. э. под именем Клавдия Цезаря Августа Гер-маника. В 68 г., когда Гальба, провозглашенный солдатами императо­ром, подходил с войском к Риму, Нерон был вынужден покончить с собой.

 

перешедшее по наследству от отца, ценностью в 10 тысяч сестер­циев и коль скоро построит в Риме дом, на который он израсхо­дует не менее половины имущества, перешедшего от отца.

34. Наконец, Траян1 постановил, чтобы латину предоставлять квиритское право, если он содержал в Риме в течение трех лет мельницу, вырабатывавшую ежедневно не менее 1000 мер хлеба.

37. Отпущение раба на волю во вред кредиторам или патро­ну не имеет силы, так как закон Элия Сенция уничтожает сво­боду.

38. Точно так же по тому же самому закону господин, кото­рому менее 20 лет, только тогда может отпускать на волю, когда отпущение совершается посредством суда и когда законное ос­нование отпущения доказано перед советом.

40. Так как законом Элия Сенция для господ, которым менее 20 лет, установлены известные пределы и ограничения при от­пущении на волю, то отсюда следует, что достигший 24-летнего возраста хотя и может составлять завещание, назначать себе в нем наследника и установлять отказы, но не может предостав­лять рабу свободы, не достигши 20 лет.

42. Кроме того, закон Фуфия Каниния2 установил известные пределы при отпущении рабов на волю по завещательному объявлению.

43. Итак, тому, у кого более двух и не более 10 рабов, доз­воляется отпускать на волю половину этого числа; тому же, у кого будет более 10 и не более 30 рабов, дозволяется отпускать на волю не более трети этого. Имеющий от 30 до 100 рабов может по усмотрению отпустить на волю четвертую часть рабов. Наконец, тому, кто располагает от 100 до 500 рабами, дозволя­ется освободить пятую часть рабов. Большее число не принима­ется в расчет, но закон предписывает, чтобы никто не имел пра­ва отпускать на волю более сотни, а если кто имеет всего только одного или двух рабов, то закон по отношению к нему ничего не

1 Марк Ульпий Траян — римский император, родился в Италике (Испания) 18 сентября 53 г. и. э. Вступил во власть в 98 г. под именем императора Цезаря Нервы Августа Траяна, прозван Наилучшим (Optimus). Покорил Дакию, Армению, часть Аравии и Парфии, пода­вил восстание евреев. Многочисленные законы Траяна касались внут­реннего управления империей. Покровительствовал науке и искусст­вам. По возвращении из похода заболел и умер в 117 г. н. э.

2 Закон Фуфия Каниния датируется 2 г. до н. э.

 

определяет, и вследствие этого ему предоставляется возможность отпускать по усмотрению на волю.

44. Упомянутый закон не относится вообще и к тем, которые отпускают рабов не завещательным объявлением. Посему те, которые отпускают рабов на волю посредством суда, или занесе­нием в цензорский список, или в присутствии друзей, могут ос­вобождать всех своих рабов, конечно, если освобождению не препятствует какая-нибудь другая причина.

48. Следует другое деление в праве лиц. Именно: одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву.

49. Из подвластных опять одни находятся под властью отца, другие под властью мужа, третьи в манципии у другого.

50. Рассмотрим сперва тех, которые подчинены чужому пра­ву, потому что если мы узнаем, что это за лица, то вместе с тем поймем, какие лица самовластны.

51. Сперва разберем тех, которые находятся под властью другого.

52. Итак, под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у вообще наро­дов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобрета­ется господину.

53. Но в настоящее время никому из подданных римского народа не дозволяется чрезмерно жестоко поступать со своими рабами без законной причины. Именно, по постановлению им­ператора Антонина Благочестивого1, тот, кто без причины убьет своего раба, подвергается не меньшей ответственности, чем тот, кто убил чужого раба. И даже излишняя суровость господ обуздывается указом того же императора. Ибо Антонин, получив запрос от некоторых наместников провинций, как поступать с теми рабами, которые ищут убежища в храмах или у статуй императоров, предписал: в случае если бы жестокость господ показалась невыносимою, их нужно принуждать продать своих

1 Тит Аврелий Фульвий Бойоний Аррий Антонин — римский император, родился 19 сентября 86 г. н. э. в г. Ланувие. Вступил на престол в 138 г. н. э. под именем императора Цезаря Тита Элия Адриана Августа. За строительство в честь покойного императора Адриана храма получил прозвище Благочестивый (Pius). Империя достигла при нем процветания. Воевал в Британии и Африке, подавил волнения иудеев. Умер 7 марта 161 г. н. э.

 

рабов в другие руки. И то, и другое по справедливости, так как мы не должны злоупотреблять предоставленным нам правом. На том же основании расточителям воспрещено управлять своим имуществом.

54. Впрочем, так как римские граждане имеют двойной доминий1 [ибо раб считается находящимся в обладании каждого либо по праву in bonis, либо по праву квиритов, либо по тому и другому вместе], то мы будем считать раба только тогда под властью господина, когда он принадлежит ему по преторскому праву, хотя бы в то же время господин и не обладал по отношению к нему квиритским правом; ибо тот, кто только голое право квиритов на раба имеет, не считается полным его господином.

55. Главным образом под нашею властью состоят наши дети, рожденные в законном браке; право это есть особенность [исключительное достояние] римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую мы имеем. Это и высказал император Адриан в своем эдикте, объявленном тем, которые ходатайствовали о признании римского гражданства за ними и их детьми: я, впрочем, хорошо знаю, что народ галатов2 верит, что дети их находятся во власти своих родителей.

56. Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus connubii [т. е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями]; а так как

1 Dominium duplex — двойной доминий — совпадение цивильного (квиритского) права господства над вещью, которое могло быть чисто формальным, и преторского права, обозначаемого Гаем термином «in bonis». Соединение этих прав в одном лице давало наиболее полное право собственности (dominium plenum). Ф. Дыдынский переводит этот термин как «двоякая собственность», однако слово dominium не вполне адекватно русскому «собственность», поэтому здесь и далее он оставлен без перевода. Вообще, следует отметить, что Гай употребляет этот термин довольно редко (всего шесть раз). Подробнее см.: Савельев В. А. Право собственности в римской классической юриспруденции // Советское государство и право. 1987. № 12.

2 Галатами, или галлогреками, называлось кельтское (в латинском варианте — галльское) племя, обитавшее с III в. до и. э. в Малой Азии, на границе с Фригией, Понтом, Вифинией и Каппадокией.

 

connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.

58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать настоящего брака.

58а. С другой стороны, и не на всякой свободной женщине позволено нам жениться; ибо от брака с некоторыми женщинами надлежит воздержаться.

59. В самом деле, браки не могут быть заключаемы между теми лицами, которые состоят в родственной связи и не обладают jus connubii, как, например, между отцом и дочерью, между сыном и матерью или дедом и внучкою; и если такие лица соединятся, то брак, ими заключенный, считается преступным и кро­восмесительным. И это так строго наблюдается, что хотя бы они стали друг к другу в отношении восходящих и нисходящих че­рез усыновление, они не могут сочетаться браком, так что даже по прекращении усыновления существует то же запрещение. Таким образом, мы не можем жениться на той, которая в силу усыновления стала нашей дочерью или внучкою, хотя бы мы освободили ее из-под отеческой власти.

64. Итак, если кто совершил незаконный и кровосмеситель­ный брак, то он, по-видимому, не имеет ни жены, ни детей; поэтому дети, которые рождаются от этой связи, имеют только мать, отец же их неизвестен, вследствие чего они не состоят под отеческой властью; они занимают то же положение, что дети, прижитые в незаконной связи, ибо сии последние признаются не имеющими отца, потому что отец их неизвестен. Поэтому их обыкновенно называют spurii, или от греческого слова... т. е. как бы дети без отца.

76. Не подлежит сомнению, что брак, заключенный между римским гражданином и такою иностранкой, с которою суще­ствовало jus connubii, как мы это и прежде сказали, считался законным, и тогда дитя от этого брака было римским граждани­ном и находилось во власти отца.

81. Сообразно с этим, сенатское постановление, изданное по почину божественного Адриана, определяет, что дитя латина и иностранки, равным образом иностранца и латинянки, наследу­ет состояние матери.

82. С этим согласно и то, что от рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб и, наоборот, от свобод­ной и раба рождается свободное дитя.

 

88. Но если рабыня забеременеет от римского гражданина, а затем в силу отпущения на волю делается римскою гражданкой и родит, то родившийся, хоть он римский гражданин, как его отец, все-таки не переходит под власть своего отца, так как он незаконно зачатый, и нет сенатского постановления, которое бы считало такую связь законною.

98. Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора.

99. Властью народа можно усыновлять тех, которые пользу­ются правовою независимостью; этот вид усыновления называ­ется arrogatio, потому что и того, кто усыновляет, спрашивают, желает ли он того, кого намерен усыновить, считать законным сыном, и того, кто усыновляется, спрашивают, желает ли он этому подвергнуться; спрашивается и народ, одобряет ли он это усыновление. Властью сановника усыновляем тех, которые со­стоят под отеческою властью, все равно, занимают ли они пер­вую степень нисходящих, каковы сын и дочь, или дальнейшую, каковы внук и внучка, правнук и правнучка.

100. Первый вид усыновления, т. е. совершающийся при по­мощи народа, может происходить только в Риме, а второй обык­новенно совершается тоже в провинциях в присутствии их на­местников.

101. Равным образом, властью народа не усыновляются жен­щины [это именно казалось более соответственным]. В присут­ствии же претора [в Риме], а в провинциях перед проконсулом или легатом усыновляются также женщины.

104. Женщины же ни в каком случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти.

105. Точно так же, если кто-либо усыновит властью народа, или перед претором, или перед наместником провинции, то он может того же отдать на усыновление другому.

108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся in manu1; это право свойственно тоже только римским гражданам.

1 Ф. Дыдынский переводит термин «in гпапи» как «под властью мужа». Гай в большинстве случаев имеет в виду именно это значение, однако сам термин данным значением отнюдь не исчерпывается, так как manus означает вообще всякую власть (см.: Thorman К. F. Der doppelte Ursprung der Mancipatio. Munchen, 1943. S. 58—102), поэто­му в нашей редакции in manu оставлен без перевода.

 

109. In potestate1 обыкновенно бывают и мужчины и женщи­ны, in manum — только женщины.

ПО. Итак, некогда этот переход in manum совершался тремя способами: давностью, конфарреацией и коэмпцией.

111. Посредством давностного сожительства вступала in manum [мужа] та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою; сделавшись вследствие как бы годовалого владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери. Поэтому Законами XII таб­лиц2 постановлено, что если какая-нибудь женщина не захочет таким образом вступить in manum, то она должна ежегодно от­лучаться из своего дома на три ночи кряду и таким образом прерывать ежегодное давностное владение. Но все это право частью уничтожено законодательным путем, частью исчезло вследствие неприменения.

112. Конфарреационным образом женщины вступают in manum через некоторого рода священнодействие, которое со­вершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, — почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio. Сверх того, для укрепления этого правоот­ношения совершается и делается весьма многое при сопровож­дении известных торжественных слов и в присутствии 10 свиде­телей. Это право даже в настоящее время еще применяется. Именно в старшие фламины, т. е. фламины Дия, Марса и Кви-рина3, точно так же в первосвященники, назначаются только те, которые родились от брака, заключенного посредством торже-

1 Ф. Дыдынский переводит in potestate как «под властью отца». Поскольку содержание термина «potestas», как и приведенного выше «manus», гораздо шире предложенного Ф. Дыдынским, то он оставлен без перевода.

2 Знаменитые Законы XII таблиц составлены коллегией децемви­ров в 451—450 гг. до н.э. и выставлены на римском форуме для всеобщего обозрения. Эти законы пользовались чрезвычайным авто­ритетом у римлян вплоть до составления Кодекса Юстиниана в VI в. н. э.

3 Старшие фламины (этимология от лат. flagrare — «гореть», т. е. flamen дословно означает «зажигатель огня») — жрецы богов Юпите­ра, Марса и Квирина. Особым почетом обладал жрец Юпитера, он имел знаки магистратской власти: ликтора, курульное кресло и тогу-претексту (Gell. 10, 15), а следовательно, и место в сенате. Коллегия фламинов была учреждена в конце VIII в. до н. э. царем Нумой Пом-пилием в количестве 15 жрецов (Liv., I, 20).

 

ственного акта конфарреации, потому что без конфарреации они не могут получить священнической должности.

113. Что касается «купли», то на основании ее женщины всту­пают in manum путем манципации, т. е. на основании вообража­емой продажи; в присутствии не менее пяти свидетелей из со­вершеннолетних римских граждан, а также весовщика покупает жену тот, под чью власть она переходит.

116. Остается сказать о том, какие лица могут находиться в манципии1.

117. Итак, все свободные лица, мужского ли они или женс­кого пола, находящиеся под властью родителя, могут быть ман-ципированы отцом тем же самым способом, которым можно манципировать рабов.

119. Манципация состоит, как мы и выше сказали, в мнимой [воображаемой] продаже. Эта форма приобретения собственно­сти свойственна тоже римским гражданам и совершается следу­ющим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних рим­ских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, гово­рит так: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадле­жит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов»; затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь.

120. Этим способом манципируются рабы и лица свободного состояния, а также животные, которые причисляются к res mancipi, как, например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же са­мым способом обыкновенно манципируются земельные участки, как сельские, так и городские, принадлежащие сами по себе к res mancipi, каковы, например, италийские.

1 Ф. Дыдынский переводит термин «in mancipio» как «в кабале», что несколько ограничивает и даже искажает его юридическое значение. Во­обще соотношение терминов «in manu», «in potestate», «in mancipio», так или иначе обозначавших положение одних лиц, находившихся под властью или в зависимости от других, довольно сложно и противоречиво. Этот вопрос давно дебатируется в науке (см., например: Смирин В. М. Патриархальные представления и их роль в общественном сознании рим­лян // Культура Древнего Рима. М., 1985. Т. 2. С. 5 — 78), поэтому в русском тексте данные термины оставлены без перевода.

 

121. Манципация поземельных участков отличается от ман-ципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, аравно животные, причисляющиеся к разряду res mancipi, могут быть манципированы, только непосредственно присутствуя, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает, касался соб­ственноручно того самого предмета, который ему передается; потому-то и акт этот называется mancipatio, так как вещь берету ся рукой; недвижимые же имения манципируются обыкновенно, при их отсутствии.

124. Рассмотрим теперь, каким способом подвластные освот, бождаются от этой власти.

127. Те же, которые состоят под властью отца [восходящего] делаются самовластными по его смерти. Но это допускает ра личие: именно со смертью отца сыновья или дочери во всяко" случае делаются самовластными, а по смерти деда внуки ил* внучки не всегда делаются самовластными, но лишь в том слу_ чае, если они по смерти деда не подпадают под власть своего) отца. Таким образом, если во время смерти деда отец их жив состоит под властью своего отца, тогда после смерти деда о подпадают под власть своего отца; если же отец их в то врем когда дед умирает, или уже умер, или вышел из-под власти отц" тогда дети делаются самовластными, так как не могут подпас под его власть.

128. Так как тот, кто за какое-либо преступление по Корн лиеву закону1 изгоняется из пределов отечества и теряет пря римского гражданства, то из сего следует, что дети переста быть в его власти, как если бы он умер, так как таким показание ем он исключается из числа римских граждан, ибо несогласно разумным основанием права, чтобы человек-иностранец имел своей власти римского гражданина. По той же причине, ecj находящийся под властью отца будет изгнан из отечества, то перестает быть во власти родителя, так как несогласно со спр ведливостыо и основанием права, чтобы человек-иностранец 6i.во власти отца — римского гражданина.

129. Поэтому если восходящий попал в плен к неприятелю^ то хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми; приостанавливается в силу jus postliminii, по которому возвратив^ шиеся на родину из вражеского плена приобретают все прежние права [на основании юридической фикции, как будто бы они

1 Закон диктатора Луция Корнелия Суллы Счастливого датируется; 81 г. до н. э.

 

никогда не теряли свободы]. Посему возвратившийся будет иметь детей во власти, а если он в плену умрет, то дети, правда, будут самовластными, но можно сомневаться — с того ли време­ни, когда умер восходящий у неприятелей, или с того, когда он был пленен. Если сам сын или внук будет взят в плен врагами, то мы также скажем, что власть отца по причине jus postliminii приостанавливается.

130. Сверх того, выходят из отеческой власти дети мужского пола, если они посвящаются во фламины Юпитера, и женского пола, если назначаются Весталками'.

131. В прежнее время, когда римский народ основывал коло­нии в латинских землях, [то и] тот, который по приказанию отца отправлялся в колонию, переставал быть во власти, так как потерявшие таким образом римское гражданство становились гражданами другого государства.

132. Кроме того, дети перестают быть во власти восходящих вследствие эманципации [освобождения из-под отцовской влас­ти]. Но сын только после троекратной эманципации, прочие же дети, мужского ли они пола или женского, освобождаются со­вершенно из-под отеческой власти после однократной эманципа­ции. Законы XII таблиц только по отношению к сыну упомина­ют о троекратной эманципации следующими словами: если отец продает сына в кабалу три раза, то да будет сын свободен. Са­мый акт освобождения совершается следующим образом: отец продает сына кому-либо как бы в кабалу, тот его освобождает из кабалы посредством виндикационной формы. После этого сын возвращается под власть отца. Отец его вторично манципирует или тому же лицу, или другому [но обыкновенно тому же], а этот мнимый покупатель опять его отпускает на свободу в вин­дикационной форме, вследствие чего сын снова возвращается под власть отца, и наконец отец в третий раз манципирует сына, или тому же лицу, или другому [но господствует такой обычай, что манципируют тому же], и после этой манципации сын пере­стает быть во власти отца, хотя бы он еще не был отпущен на волю, но оставался в кабальной зависимости.

1 Шесть жриц римской богини-Весты, хранительницы вечного огня в еехраме (Liv., I, 20; Ovid. Fast. 6, 291). Жрицы пользовались вели-Чаищим почетом и давали клятву сохранения целомудрия. Нарушение Эт°й клятвы во все времена каралось смертью.

 

133. Однако нам нужно заметить, что имеющий в своей вла­сти сына и от него внука вправе сына отпускать, а внука удер­жать в своей власти или, наоборот, удержать в своей власти сына, а внука отпустить, или всех сделать самовластными. То же разумеется и о правнуке.

137. Женщины, которые находятся в супружеской власти, подобно тому как и дочери, остающиеся под родительской вла­стью, освобождаются от этой зависимости или вследствие смер­ти того, во власти которого они находятся, или по изгнании его из пределов отечества.

138. Так как те, которые находятся в кабале, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания.

144. Итак, родителям [восходящим] позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей власти: мужского пола несовершеннолетним, а женского — как несо­вершеннолетним, так и совершеннолетним. Ибо древние римля­не желали, чтобы женщины, вследствие их легкомыслия, нахо­дились под надзором, хотя бы они и достигли полного возраста.

145. Поэтому если кто назначает по завещанию сыну и доче­ри опекуна и оба они достигнут полного возраста, то сын осво­бождается из-под опеки, а дочь тем не менее останется под над­зором опекуна, так как по закону Юлия и Папия Поппея1 жен­щины освобождаются из-под опеки только на основании привилегии детей [как награда]; сказанное здесь не касается Ве­сталок, которые даже по мнению древних римлян были свобод­ны от опеки ради чести их священнослужительства: это поста­новлено также Законами XII таблиц.

148. Жене, которая состоит в супружеской власти, точно так же и дочери, и невестке, которая находится во власти сына, а равно и внучке, можно назначать опекуна.

155. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по Законам XII таблиц опекунами служат агнаты, которые и на­зываются законными.

156. Агнаты суть родственники, соединенные родством через лиц мужского пола, т. е. как бы когнаты со стороны отца, како­вы, например, брат, рожденный от того же отца, сын брата или

1 Под законом Юлия и Папия Поппея обычно понимают два зако­на — закон Августа, датируемый 18 г. до н. э., и закон консулов Мар­ка Папия и Квинта Поппея, датируемый 9 г. н. э.

 

внук от него, точно так же дядя и сын дяди и внук от него. Но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не суть агнаты, а находятся между собою в другой род­ственной связи, основывающейся на естественном праве. Таким образом, между братом матери и сыном сестры существует не агнатское родство, а когнатство. Равным образом сын твоей матери по отцу и тетки со стороны матери не есть мой агнат, но когнат и, разумеется, наоборот, я соединен с ним тою же свя­зью, ибо те, которые рождаются, наследуют состояние отца, а не матери.

157. Некогда, насколько это касается Законов XII таблиц, был издан закон Клавдиев1, который по отношению к женщи­нам уничтожил эти роды опеки, вследствие чего малолетний сын имеет опекуном совершеннолетнего брата или дядю, но женщи­ны такого опекуна иметь не могут2.

159. Умаление правоспособности есть перемена прежнего состояния: оно случается тремя способами, именно capitis deminutio бывает наибольшая, или меньшая, которую некото­рые называют среднею, или же наименьшая.

160. Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет одно­временно и гражданские права, и свободу. Это случается, на­пример, с теми, которых продают в чужую страну за то, что они или не внесли своего имущества в цензорские списки, или укло­нились от военной службы, равным образом и с теми, которые, позволив продать себя на родине в рабство, делаются на основа­нии сенатского постановления рабами тех, во вред которых они намеревались действовать. Этому же виду лишения свободы подвергаются и свободнорожденные женщины, которые, соглас­но сенатскому постановлению Клавдия, делаются рабынями тех господ, против воли и запрета которых они вступили в сноше­ния с рабами.

161. Меньшая, или средняя, перемена правоспособности бы­вает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется сво­бода. Это случается с теми, кого изгоняют из пределов отече­ства.

162. Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода, но изменя-

1 Закон императора Клавдия датируется 47 г. н. э.

2 Однако закон сохранил опеку родителей и патронов.

 

ется состояние человека. Это случается с теми, которые усынов­ляются, а также с теми женщинами, которые вступают во власть мужа посредством коэмции, и с теми, которые отдаются кому в кабалу и которые отпускаются на волю из манципаций; притом, сколько раз кто манципируется или отпускается на волю, столько же раз он подвергается упомянутому виду умаления правоспособности.

189. По праву почти всех государств малолетние находятся под опекою, так как сообразно с естественным правом, чтобы недостигший совершенного возраста был под покровительством другого лица. И нет почти ни одного государства, в котором не позволялось бы родителям [агнатическим восходящим] назна­чать завещанием опекуна своим несовершеннолетним детям, хотя, как мы выше сказали, казалось бы, что только одни рим­ские граждане имею, детей в своей отцовской власти.

194. Свободнорожденные женщины освобождаются от опеки тогда, когда у них трое детей, а вольноотпущенные, находящи­еся под законною опекой патрона или его детей, освобождаются тогда, если у них четверо детей; прочие женщины, имеющие опекунов другого рода, как, например, Атилианских или дове­ренных, освобождаются из-под опеки, если у них трое детей.

Книга 2

1. В предыдущей главе мы говорили о личных правах; те­перь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей собствен­ности, или вне нашего частного обладания.

2. Итак, главное деление вещей обнимает собою две части, именно: одни вещи суть божественного права, другие — челове­ческого.

3. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству, и вещи со священным значением.

10. Те же вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства, или частных лиц.

11. То, что принадлежит государству или общинам, не со­ставляет, по-видимому, ничьей собственности, так как государ­ственные имущества принадлежат всему обществу граждан. Частные же имущества — это те, которые принадлежат отдель­ным лицам.

12. Кроме того, некоторые вещи суть телесные, физические, другие бестелесные, идеальные.

 

13. Физические вещи — это те, которые могут быть осязае­мы, как-то: земля, раб, платье, золото, серебро и, наконец, бес­численные другие вещи.

14. Бестелесные — это те вещи, которые не могут быть ося­заемы; к таковым принадлежат те, которые заключаются в пра­ве, например наследство, узуфрукт, обязательства, каким бы то ни было образом заключенные, и нисколько не важно то, что в наследстве заключаются физические вещи, ибо и плоды, кото­рые собираются с земли, суть физического характера, а также и то, что нам следует по какому-либо обязательству, большею частью есть физический предмет, как, например, земля, раб, деньги; но самое право наследования, право узуфрукта, обяза­тельственное право считаются res incorporates, т. е. бестелесны­ми вещами. В том же числе находятся права городских и сель­ских имений, называемые также служебностями.

14а. Кроме того, существует деление вещей на два разряда: res mancipi и res пес mancipi.

14b. К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее строения на италийской земле; ...к res пес mancipi причисляют также сервитуты городских имений; равным обра­зом имения, называемые stipendiaria и tributaria.

15. К движимым вещам и тем, которые приходят в движение собственною силою, принадлежат в качестве res mancipi: рабы, рабыни, четвероногие и укрощенные человеком ручные живот­ные, как, например, быки, лошади, мулы и ослы; по мнению приверженцев нашей школы, такие животные тотчас, как толь­ко родились, считаются res mancipi. Нерва и Прокул1 и прочие сторонники противной школы считают их res mancipi только в том случае, когда эти животные сделались домашними, и если вследствие чрезмерной дикости они укрощены быть не могут, то, по их воззрению, животные эти тогда начинают быть res mancipi, когда достигнут того возраста, в котором обыкновенно укрощаются.

17. Точно так же почти все то, что относится к разряду бес­телесных вещей, причисляется к res пес mancipi, за исключени-

1 Марк Коккей Нерва — римский юрист, автор сочинения De usucapionibus, отец императора Нервы. Имел юридическую практику с 17 лет, умер в 33 г. н. э. Гней Ацерроний Прокул — консул в 37 г. н. э. Автор юридического произведения Epistulae, основатель известной юридической школы, называвшейся впоследствии его именем.

 

ем сельских служебностей, которые, как известно, считаются res mancipi, хотя принадлежат к числу вещей бестелесных.

19. А именно, res пес mancipi переходят в собственность дру­гого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу.

20. Следовательно, если я передам тебе платье, или золото, или серебро на основании ли продажи, дарения или каким-ни­будь другим образом, то вещь эта делается тотчас же твоею без соблюдения каких-либо торжественных формальностей.

22. Res mancipi — это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, такую же точно силу имеет форма приобретения прав, называемая in jure cessio.

24. Сделка in jure cessio совершается следующим образом: перед [судящим] магистратом римского народа, например перед претором или наместником провинции, тот, кому вещь переус­тупается, держа ее, произносит: «Я утверждаю, что этот человек мой по праву квиритов». Затем, после того как он заявил такую виндикацию, претор спрашивает отчуждающего, не имеет ли он какой-нибудь претензии [по отношению к спорному предмету]. Когда этот последний скажет, что нет, или молчит, тогда претор присуждает предмет виндицирующему [приобретающему]; эта форма, которую можно совершать также в провинциях перед наместником, называется legis actio.

26а. Поземельные участки, находящиеся в провинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной общины.

29. Городские сервитуты можно переуступать только перед судящим претором; сельские же сервитуты могут быть также предметом манципации.

30. Узуфрукт допускает только форму передачи перед маги­стратом; господин над proprietas1 обремененного предмета мо-

1 Ф. Дыдынский переводит сочетание «dominus proprietatis» как «собственник», что не отражает ни значения термина «dominus», ни значения термина «proprietas». Если первому термину примерно соот­ветствует русское «господин», то второй предпочтительнее оставить без перевода. Здесь категория «proprietas» встречается у Гая впервые и вообще в Институциях используется крайне редко (всего шесть раз). Ее содержание в значительной мере раскрывает данный фрагмент.


жет in jure уступить другому узуфрукт, а сам он удерживает за собою только nuda proprietas. В случае, если узуфруктуарий уступает перед магистратом право узуфрукта господину над proprietas, то узуфрукт уничтожается и возвращается в proprietas; но если узуфруктуарий совершает такую передачу постороннему лицу, то тем не менее он сохраняет за собою это право, так как этот акт считается недействительным.

32. Но так как предметом узуфрукта могут быть рабы и животные, то мы должны заключить, что полное пользование ими можно также установить в провинциях посредством сделки перед судящим магистратом.

33. А если мы утверждали, что узуфрукт может быть только предметом цессии in jure, то это сказано нами не зря, хотя узу­фрукт можно также установить посредством манципационной формы, именно таким образом, что он отделяется при манципи-ровании proprietas; но так как в этом случае сам узуфрукт не манципируется, то, следовательно, у одного будет узуфрукт, а у другого — proprietas.

34. Наследство можно также переуступить посредством мни­мой виндикации.

35. Если тот, к кому переходит наследство по закону [в силу Законов XII таблиц], уступит его in jure другому до принятия наследства, т. е. прежде чем сделался наследником, то тот, кому уступлено перед судящим магистратом наследство, становится наследником совершенно так, как если бы он был призван к наследованию в силу закона; если же первый уступит наслед­ство после его принятия, то тем не менее он наследует и потому будет ответственным перед верителями, а долги погашаются: таким образом должники наследника извлекают выгоду, а на­следственная масса переходит к тому, кому уступлена, совер­шенно так, как если бы отдельные предметы были ему переданы через судящих претором.

40. Следует нам заметить, что у иностранцев есть только один вид dominium; а именно каждый будет или собственником, или он таковым не считается; таким же правом пользовался когда-то и римский народ: или каждый был господином по квиритскому праву, или таковым не считался. Но впоследствии принято та­кое деление dominium, что один мог быть господином по кви­ритскому праву, а другой — простым обладателем (in bonis).

 

41. Если вещи, принадлежащей к res mancipi, я не манципи-рую, не уступаю тебе перед судящим претором и только пере­даю ее тебе, то ты будешь вещью просто обладать, а я буду ее квиритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь собственности на основании давностного владения, ибо раз ис­тек срок давности, вещь становится твоею полною собственнос­тью не только in bonis, но и по праву квиритов, как если бы она была передана другому лицу манципацией или цессией.

42. По Законам XII таблиц срок давности для вещей движи­мых — годовой, для недвижимых — двухгодичный.

43. Впрочем, мы можем приобрести давностью вещи, пере­данные нам не их собственником, все равно, будут ли это вещи, принадлежащие к числу res mancipi или пес mancipi, если толь­ко мы получили таковые в доброй вере, полагая, что тот, кто передавал, был господином [вещи].

45. Но иногда тот, кто владеет чужою вещью в доброй вере, не может сослаться на право давности, как, например, если кто владеет ворованною или насильственно захваченною вещью; именно по Законам XII таблиц не подлежат давности украден­ные вещи, а по закону Юлия и Плавция1 — насильно отнятые.

46. Равным образом недвижимые имущества в провинциях изъяты были из-под действия давностного владения.

47. Точно так же когда-то вещи mancipi, принадлежавшие женщине, которая находилась под опекою агнатов, не подлежа­ли давности, исключая тот случай, когда женщина передала та­ковые при участии и с согласия опекуна, — так определено было Законами XII таблиц.

49. Если выше сказано, что вещи ворованные и захваченные насильственно по законному запрещению не подлежат давнос­ти, это означает, что и сам вор или тот, кто при помощи насилия владеет, не мог приобретать собственности на основании давно­сти [ибо таким лицам не предоставляется право давности по другой причине, именно потому, что они недобросовестно вла­деют], но и никто другой, хотя бы он и приобрел вещь у выше­упомянутых лиц в доброй вере, не имеет выгод давностного владения.

1 Обычно указывают, что здесь идет речь о двух разных законах: один датируется 78 — 63 гг. до н. э. и называется также законом Пло-ция, второй приписывается императору Августу и датируется 17 г. до н. э.

 

51. Также владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение или вследствие не­радения хозяина остается без владельца, или потому, что хозя­ин отсутствовал в течение долгого времени. Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрес­ти и собственность путем давности, и хотя лицо, которое приоб­рело бесхозяйное владение, узнает, что имение чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью, так как отвергнуто мнение юристов, допускавших возможность воровства недвижимости.

52. С другой стороны, может случиться, что лицо, знающее, что владеет чужою вещью, приобретает собственность по давно­сти, например, когда кто-либо завладеет предметом наследствен­ной массы, владения которой наследник еще не получил. Такое лицо может приобретать путем давности, если только вещь эта такова, что не исключалась из-под действия давности; подобный вид владения и давности называется usucapio pro herede.

53. И эта давность настолько широко применялась, что даже недвижимости приобретались в собственность годичным владе­нием.

55. Причина применения такого несправедливого владения и такой давности состоит в том, что древние римляне желали, чтобы вступление в наследство совершалось как можно скорее, дабы, во-первых, был налицо кто-либо приносящий жертвы по усопшим, о чем в те времена весьма заботились, и, во-вторых, для того, чтобы верители [наследственной массы] имели с кого взыскивать по долгам.

56. Этот же вид владения и давности называется также при­быльным, потому что каждый, несмотря на то, что знает, что вещь чужая, извлекает из нее выгоды.

57. Но в настоящее время этот вид владения и давности уже невыгоден: по указу блаженного Адриана вышло сенатское по­становление, чтобы такой вид давности [посредством захвата] был отменен; поэтому наследник может получить наследство исковым порядком от того, кто приобрел таковое путем давнос­ти, точно так же, как если бы это имущество не было приобре­тено давностью.

58. Если есть ближайший или необходимый наследник, то, само собою разумеется, не может быть речи о приобретении наследственных вещей посредством давности pro herede.

 

59. Кроме того, можно, владея заведомо чужою вещью, при­обретать таковую путем давности и по другим основаниям, имен­но если кто давал другому в mancipium вещь фидуциарным об­разом или уступал вещь перед судящим магистратом, то он мо­жет, если сам владел тою же вещью, приобретать эту вещь обратно путем давностного владения, разумеется, годовым, хотя бы это была недвижимость. Этот вид давности называется usureceptio, так как мы то, что некогда имели, приобретаем об­ратно посредством давности.

60. Fiducia заключается или с залогопринимателем, или с другом, чтобы для большей нашей безопасности вещь находи­лась у него; если мы совершаем фидуциарную сделку с другом, то во всяком случае usureceptio имеет место; если же с верите­лем, то usureceptio допускается только после уплаты долга; до уплаты долга usureceptio возможна только в том случае, если веритель не передал этой вещи должнику ни в наем, ни в пре-карное обладание; в последнем случае получается выгодная дав­ность.

62. Иногда случается, что собственник вещи не может отчуж­дать ее, и наоборот, несобственник имеет власть отчуждать вещь.

63. В самом деле, по Юлиеву закону1 запрещается мужу отчуждать приданое, недвижимое имущество против воли жены, хотя это имущество составляет его собственность, или на осно­вании того, что манципировано ему как приданое, или уступле­но перед судящим магистратом, или же приобретено посредством давности; некоторые, однако, сомневаются в том, относится ли этот закон только к италийским недвижимым имуществам, или также к провинциальным передвижным участкам.

65. Итак, из того, что нами сказано, явствует, что одни пред­меты отчуждаются нам по естественному праву, например пред­меты, отчуждаемые посредством простой передачи, другие — по цивильному праву, ведь манципация, переуступка перед магис­тратом, приобретательная давность — все это [способы], свой­ственные праву римских граждан.

66. Не только то, что делается нашим посредством передачи, принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем завладения, так как вещи эти были бесхо­зяйными, как, например, те, которые захватываются на земле

1 Этот закон обычно приписывается Августу и датируется 18 г. до н. э.

 

[дикие звери], в море [рыбы] или в воздушном пространстве [птицы].

67. Итак, если мы поймаем дикого зверя, или птицу, или рыбу, то пойманное нами животное до тех пор признается на­шим, пока мы держим его в нашей власти. Когда же оно уйдет из-под нашего надзора и получит опять естественную свободу, то снова делается [собственностью] первого завладевшего, так как оно перестало нам принадлежать. Естественной свободы животное, по-видимому, достигает тогда, когда оно или исчез­нет у нас из виду, или хотя и остается перед нашими глазами, но преследование его является трудным.

68. Относительно же тех животных, которые имеют привыч­ку улетать и опять прилетать, например относительно голубей и пчел, равным образом относительно оленей, которые обыкно­венно уходят в леса и возвращаются, принято следующее прави­ло: если животные эти теряют склонность к возвращению, то вместе с тем перестают быть нашими и делаются [собственнос­тью] завладевшего ими; склонность же к возвращению исчезает у них, по-видимому, тогда, когда они оставят привычку возвра­щаться.

69. По естественному разуму нам принадлежит также и то, что мы захватываем у неприятеля.

73. Кроме того, постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя, становится по естественному праву нашею, так как построенное на поверхно­сти принадлежит [собственнику] земли.

74. В гораздо большей степени применяется то же самое к растению, которое кто-либо посадил на моей земле, если только растение пустило в нее корни.

75. То же самое случается и с хлебом, который кто-либо по­сеет на моей земле.

76. Но если мы виндицируем от него землю или постройку и не хотим его вознаградить за истраченное на постройку, рассад­ник и посев, то ему предоставляется против нас возражение злого умысла, если только он был добросовестным владельцем.

77. По той же причине принято правило, что если кто-либо напишет на моей бумаге или на моем пергаменте, хотя бы даже золотыми буквами, то все-таки написанное — мое, на том осно­вании, что буквы уступают бумаге или пеграменту. Стало быть, если я потребую книг и пергаментов и не заплачу издержек

 

101. Вначале были в употреблении два рода завещаний: заве­щание составляли или перед лицом всего народа в куриатных собраниях1, созывавшихся для этой цели дважды в год, или перед выступлением в поход, т. е. тогда, когда для войны бра­лись за оружие и намеревались идти в сражение. Словом procinctus обозначалось вооруженное войско, готовое к бою. Итак, одни завещания составлялись во время мира и покоя, а другие — перед выступлением на поле сражения.

102. Позднее вошел в обычай третий род завещаний — по­средством весов и меди. Если кто не составил завещания ни в куриатных собраниях, ни на поле сражения, то в случае, если ему неожиданно стала угрожать смерть, он передавал в манци-пационной форме другу [постороннему лицу] свое семейство, т. е. свое имущество, и просил его распределить имение соглас­но его последней воле. Этот вид завещания называется завеща­нием посредством весов и меди, конечно, потому, что соверша­ется посредством торжественной продажи.

103. Но первые два рода завещаний с давних времен вышли из употребления; последний же вид завещания, который совер­шается посредством весов и меди, оставался. Разумеется, что теперь он совершается иначе, чем прежде, когда тот, который посредством мнимой продажи приобретал от завещателя имуще­ство, занимал место наследника, и поэтому завещатель объявлял ему, что хотел бы дать каждому после своей смерти; теперь же назначается в завещании один наследник, который обременяет­ся отказами, а другой принимается в качестве мнимого покуп­щика наследственного имения по аналогии с древним правом.

104. Вся процедура свершается таким образом: в присут­ствии приглашенных по этому поводу пяти свидетелей, совер­шеннолетних граждан, и весовщика, как и в других манципа-ционных сделках, составляющий завещание уступает посред­ством мнимой продажи свое имущество постороннему лицу, причем последний, т. е. покупатель имущества, произносит сле­дующие слова: «Я утверждаю, что твоя семья и имущество твое по квиритскому праву находятся под моей опекой и моим над-

1 Под comitia calata Гай подразумевает куриатные комиции (см.: Gell. 15, 25), т. е. собрание римского народа по куриям — древнейшим родовым объединениям римлян по типу греческих фратрий. Калатны-ми эти комиции назывались потому, что они торжественно созывались (calare) жрецами.

 

зором, а по этому праву, по которому ты можешь составить завещание, все это покупается мною за цену наличной меди», как некоторые прибавляют: «медных весов»; потом он прика­сается медью к весам и отдает ее завещателю, как бы означая покупную цену. Тогда завещатель, держа в руке акт завеща­ния, произносит следующее: «Все так, как это написано в этом завещании на восковых дощечках, я даю, завещаю, свидетель­ствую, да и вы, квириты, будьте свидетелями». Этот акт назы­вается nuncupatio, что значит «публично заявлять в торже­ственных словах», и, конечно, все отдельные предсмертные распоряжения, которые помещаются в завещании, наследова-тель, как видно, публично заявляет и подтверждает торже­ственно их силу в общей формуле.

О завещаниях солдат

109. От обязанности соблюдать при составлении завещаний вышеназванные формы освобождены императорскими указами воины, по причине чрезвычайной их неопытности; поэтому их завещание считается действительным в любом случае, хотя бы они и не призвали законного числа свидетелей, и не продали наследственного имущества мнимым образом, и не заявили бы торжественно о своей последней воле.

ПО. Кроме того, воинам позволено назначать себе наследни­ками и иностранцев, и латинских граждан или оставлять им от­казы, между тем как прежде иностранцы по цивильному праву не могли приобретать ни наследства, ни отказов, латиняне же лишены были этого права по закону Юния.1

119. Претор, однако, может предоставить назначенным на­следникам владение наследством согласно завещательному до­кументу, если он будет подписан семью свидетелями и если нет наследника, к кому бы могло по закону перейти наследство, например брата, рожденного от того же отца, или дяди по отцу, или сына от брата, то назначенные наследники могут удержать за собою наследство. То же самое имеет место по закону, если по какой-либо иной причине завещание оказывается недействи­тельным, когда, например, имущество манципированным обра­зом не было продано или когда завещатель последней воли сво­ей торжественной не заявлял.

1 Закон Марка Юния Пенна о перегринах датируется 126 г. до н. э. (Cic. off., 3, 11).

 

124. Если же завещатель обойдет молчанием прочих детей, то завещание не теряет силы; лица, обойденные в завещании, допускаются к наследованию совместно с назначенными наслед­никами, каждый в одной доле, если они прямые наследники [свои]; если же посторонние, то получают п




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.