Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Трансформация мотивов и образов во временном аспекте



Многие исследователи отмечают, что последнее время фольклор, в том числе волшебныесказки, заметно меняется. Явление это свойственно, естественно, не только русскому фольклору.К примеру, литовская исследовательница Б. Кербелите даже отказывается от включения сказок,записанных в последнее время, в свой указатель сказочных типов, поясняя это следующимобразом: записи самого конца XX в. и начала XXI в. целесообразно классифицировать отдельно.

Об изменениях в современной русской фольклорной традиции пишет и Е.А. Костюхин. Если классический фольклор бытовал преимущественно в деревне, то стихия фольклора современного - город. Классический фольклор постепенно отмирает: уходят из жизни героический эпос, волшебные сказки, традиционные лирические песни - рождаются песни новой формации, частушки, анекдоты [5- с. 24]. Ученый относит начало этого процесса к XIX в., к моменту отмены крепостного права и началу разрушения традиционных отношений в русской деревне, однако нет сомнения в том, что в последнее время подобные изменения ускоряются и под влиянием ряда других причин. К таким причинам можно отнести, в частности, изменение форм досуга, влияние современной массовой культуры и многие другие. Трагические события истории страны, внедрение советской, по преимуществу городской, массовой культуры (одну из сторон этого процесса можно охарактеризовать как распространение телевизионной болезни) привели к тому, что активное бытование ряда фольклорных жанров сменилось пассивным.

Противоположный процесс - новеллизация волшебной сказки напротив, приводит к появлению в сказочных текстах психологических мотивировок, подробных описаний и других явлений, классической волшебной сказке не свойственных. Можно привести и

многие другие признаки, свидетельствующие об изменении как роли волшебной сказки в

современной традиции, так и самих сказок. В частности, к таким признакам относится смешение волшебной сказки с произведениями других жанров, так что произведение не может быть однозначно отнесено ни к одному из них. Анализ изменений, происходящих в волшебной сказке, осложняется тем, что критерии, которые позволили бы однозначно отнести прозаическое фольклорное произведение к этому жанру, до сих пор не разработаны. По словам Е.А. Костюхина, наши представления о волшебных сказках во многом сформированы идеями В.Я. Проппа: волшебные сказки - те произведения, что

отвечают найденной Проппом композиционной формуле. Как мы помним, В.Я. Пропп неоднократно определял сказки вообще как фольклорный жанр, в котором в действительность рассказываемого ни исполнитель, ни слушатель не верят, волшебные же сказки выделял не по признаку волшебности или чудесности, а по совершенно четкой композиции, по своим структурным признакам, по своему, так сказать, синтаксису, который устанавливается научно совершенно точно. Единство композиции для так называемой волшебной сказки есть признак устойчивый, исторически закономерный и существенный ([6- 29]). Однако для определения, относится ли некоторое произведение к жанру фольклорных сказок, вовсе не достаточно рассмотреть его композицию. Не будем сейчас углубляться в подробное изложение этого вопроса, напомним только, что сам В.Я. Пропп отмечал, что найденной им формуле может отвечать не только сказка, но и миф, и произведения других жанров, для которых подобное композиционное строение не является обязательным требованием.

Вообще, трансформация сказки как жанра определяется не только неустойчивостью последнего, но и переосмыслением сущности сказочных персонажей. Переходом героев отрицательных - в положительные, - и наоборот. Изучение таких "непривычных" сказок или "непривычных" вариантов широко известных сказок даст нам бесценный материал для ответа на вопрос, как же именно изменяются и, возможно, будут изменяться сказки. Этому посвящены целые научные исследования, среди которых заслуживают особого внимания работы В.Я. Проппа.

Интересна причина трансформации сказки в связи с ослаблением оппозиции «свой-чужой». Прсоледим это явление на сказке «Муж-собака»

 

Жил дед и баба. У них была дочка, девочка маленькая. И вот старик ходи на барщину работать. А девочкубыло зыбать некому. Вот стала сажать баба хлебы, а к ней пришла собака. Она и говорит: Позыбли мою девочку,выросте она побольше, отдам за тебя замуж. Вот баба стала работать, а собака все стала ходить - зыбать ребенка.

Вон выросла девочка большая. Собака и говорит: Отдавай теперь замуж за меня. И вот она отдала. И вот она сталажить с той собакой. Вот она днем - собакой, а ночью - молодцом. Вот она что ж делать? Вон всё ляге спать, а шкурку клал за головашки. Вот она взяла шкурку сожгла, девушка. А он тогда и сказал ей: Ты больше меня не ввидишь.

Вот она несколько время жила без нево. Говорит: Как же мне ево ввидеть? Пришла к старой бабушке испрашивае: Как мне ево ввидеть? Ана и говорит: Сноси ты трои чоботы железныи, тогда ты ево ввидишь! Вот онадостала эти чоботы и носила, его искала - и несколько лет его не видала, не находила. Ну, опять пошла. Ишла,

пришла к старой колдовке и спрашивает: Как бы мне ево ввидеть? А баба и сказала ей: Тогда ты ево увидишь, когда съешь три решета железнова бобу. Тогда он сам к тебе придет. И вот она тоже достала три решета железнова бобу и ела. Все съела, а все его не дождала. Прошло несколько время. Она пошла опять ево искать, пришла к старику- тоже был колдун. Он ей и сказал: Тогда ты ево ввидишь, когда достанешь с царского колодца воды живой. Достань и спрысни тое место, где сожгла шкурку. Тогда он к тебе придет. И вот она достала воды и спрыснула шкурку - явился еёный молодец. Тогда она от страху и от жадности ее - сколько лет он страдал через ее, что не пришлось с ней жить - она и умерла.

Эта сказка, за исключением начала и финала, довольно точно соответствует типу – «девушка-чудовище», сюжет трансформируется позднее в сказки, сегодня известные всем: «Царевна-лягушка» и другие. Трансформация в сказках зависит от разных причин, и сказка не теряет при этом своего смысла, она приобретает новую грань, обусловленную и временем и пространством, историческим и культурным ходом времени. Иллюстрацией может стать сказка, сочинённая на территории Новгородской области в 1929 году «Деревянный голубь

Позвал царь своих слуг и велел им напечатать объявление: тому, кто самую хитрую штуку на свете выдумает- дать награду в сто рублей.Является к царю один мастер:

- Я, царь-батющка, сделаю тебе хорошую штуку, только мне на инструмент двести рублей.

Дал ему царь двести рублей. Приходит к царю парень - ободранный, голодный:

- Царь-батюшка, я тоже хорошую штуку изобрету, да мне деньги на материалы нужны.

Дал и ему царь денег. Пошел этот парень в кабак, прошулял с друзьями да приятелями двести рублей.

Подходит время к царю с докладом идти.

[Парень с помощью приятеля-мужичка делает летающую машину. Испытание обоих соперников; мастер изобрел самовар, а до того и царь, и все господа холодный квас пили. Герой показывает летающую машину в действии. Царь пожелал лететь после героя].

Парень ему объясняет:

- Вот эту штуку верти да крути, - кверху поднимешься, а если книзу лететь...

- Ладно, ладно, - царь отвечает, - хорошую штуку выдумал. Однако своей головой царской я всё понял.

В сказке появляется функция объяснения современного мироустройства.

Мы рассмотрели только некоторые случаи тех трансформаций сказки, явления, такие, как замена персонажей (например, бабы-яги лешим), рационализация и появление мотивировок, редукция и расширение различных сказочных элементов, обращения (например, замена женского образа мужским).

Останется ли жанр сказки при всем его видоизменениях национальным достоянием народа и Учебником жизни человека, зависит от нас, от нашего умения постигать смысл, порой скрытый очень глубоко. И в этом случае на помощь приходит герменевтика.

 

ГЛАВА II




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.