Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика организации педагогического процесса



В процессе реализации поставленных задач педагог сталкивается с проблемой выбора методов и форм развития ребенка, обеспечения максимально комфортных условий для занятий с детьми и, в то же время, поиска наиболее эффективных способов достижения результатов. Как научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ? На наш взгляд, для реализации этих задач необходимы ел едущие условия:

1. Использование интенсивных методов обучения — выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.

2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выпол­нения движений под музыку.

3. Выбор оптимальной системы занятий.

4. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставлен­ных задач.

Рассмотрим каждое условие более подробно. Говоря об использовании интен­сивных методов, мы имеем в виду увеличение времени занятий движениями, то есть активизацию двигательной активности детей под музыку в процессе всего вре­мени пребывания в детском саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на про­гулке и т.д.), и кроме того, увеличение объема разнообразных движений в упраж­нениях. Другими словами, чтобы научиться двигаться, надо прежде всего много двигаться. Но если этот процесс не сделать радостным, привлекательным для де­тей, то, скорее всего, он превратится в муштру (что нередко встречается в практи­ке некоторых педагогов и хореографов). Кроме того, важно подбирать такие ритми­ческие композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребнос­ти; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в простран­стве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции (на­пример, на музыку "Светит месяц" или "Калинка") в течение 2-3 минут у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важней­шие качества личности.

Но для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необхо­димо обеспечивать психологический комфорт,чувство защищенности каждому ре­бенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неуме-


ние и т.д. Поэтому педагог старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Важно также подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям де­тей. Известно, что детям (и взрослым) нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, отвергается.

Педагог стремится сделать привлекательным процесс занятий путем подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмо­циональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.

Следующее условие — выбор оптимальной системы занятий, что связано с использованием в работе с детьми двух уровнейработы с музыкально-ритмическим материалом. Первый уровень условно можно назвать тренинговым,он предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудни­чества педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по показу взрослого и включается в утреннюю зарядку, различные за­нятия и паузы между ними. В программы детских утренников тренинга вые компози­ции, как правило, не включаются, так как они достаточно сложны и не ставится задача добиться от всех точного и правильного исполнения движений. Главное — это дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт дви­жения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений. Естественно, что дети выполняют тренинговые композиции так, как они могут — все по-разному. Педагог в процессе наблюдений определяет уровень инди­видуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специ­альный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, высветить наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репуртуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному испол­нению композиции (с последующим выступлением ребенка не только на занятиях, но и на утренниках).

И последнее условие — согласованность действий всего педагогического кол­лектива, использование единого репертуара по ритмике в разных формах работы, а также единство в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкально-ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (напри­мер, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомле­нию с окружающей природой и т.д.).

Такая система работы способствует достижению следующих результатов:

• дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;

• процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени — 2-3 занятия;

• дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении;

Еще одним преимуществом использования такой системы работы является то, что педагог ощущает некоторое облегчение в своей профессиональной деятельнос­ти, так как значительно меньше усилий тратит на разучивание репертуара.

 


"Педагогика должна быть экономной" — вот девиз предлагаемого подхода.

Поэтому важно пересмотреть содержание работы, убрать все липшее и объединить с

усилия всех специалистов, а детям предоставить больше времени для самостоятель- л

ных игр, творческой деятельности и прогулок. г

Однако такой результат достигается не сразу, так как требует определенного с
времени, постепенного усложнения заданий и варьирования форм и методов рабо- *
ты с детьми. I

Рассмотрим более детально эту систему работы, в которой мы условно выделя­ем три этапа.

На 1-м этапе(начало использования в работе с детьми музыкально-ритмичес­ких композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию,которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнооб­разные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).

2-й этапобучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельноисполнять выученные ранее упражнения, компози­ции в целом и отдельные движения.

3-й этапработы — подведение детей к творческой интерпретациимузыкаль­ного произведения, развитие способности к самовыражениюв движении под музы­ку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея — владение собствен­ным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, пси­хологическая свобода.

К каждому этапу мы подходим последовательно, но, в то же время, они могут сочетаться (но на разном репертуаре).

Рассмотрим более подробно методику организации педагогического процесса на каждом этапе.

В основе 1-го этапа обучения — подражаниедетей образцу исполнения движе­ний педагогом в процессе совместной деятельности. "Вовлекающий показ" (выраже­ние С.Д.Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные уп­ражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего проподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует пси­хофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких груп­повых занятиях ритмикой на занимающихся оказывается как бы гипнотическое воз­действие, сила которого зависит от музыки и от того, насколько выразителен, артистичен показ педагога.

Показ должен быть "опережающим", то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели "перевести" зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей (отражащие показ педагога) все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмичес­ких навыков.


Есть еще одна особенность такого показа — он должен быть в "зеркальном" отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подра­жания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Бла­годаря "вовлекающему показу" дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со сло­весными объяснениями. Однако степень сложности двигательных упражнений, кото­рые дети могут выполнить в процессе подражания, не безгранична. Чтобы ее опреде­лить, педагог долхсен определить "ближайшую зону" развития ребенка (по Л.С.Выготскому), что позволяет предвидеть последующую ступеньку в его развитии. В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, за­поминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному — у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то своеобразием. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены.

Следующий, 2-й этап занятий — это развитие самостоятельностидетей в ис­полнении композиций и других упражнений. Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в про­цессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется призвольное внимание, память, воля. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми жестами). На этом этапе используются сле­дующие приемы:

• показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога — по очереди или по желанию);

• показ упражнения условными жестами, мимикой;

• словесные указания;

• "провокации", то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Наша задача — накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться (чтобы добиться автоматизма, -то есть навыка), и этот этап работы мы рассматриваем как интенсивный тренинг. Однако некоторые композиции, удобные для включения в развлечения, утренники, игры-драматизации (эффектные, "зрелищные") можно выучить с детьми с целью последующего выступления (к ним, например, относятся: "Волшебный цветок", "Белочка", "Упражнение с обручами" и др.). В этом случае ведется более тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей важно воспитывать чувство кра­соты, культуры движения, стремление все делать с полной отдачей сил. Таким обра­зом, параллельно присутствуют два уровня в работе над композициями: "тренинг", исполнение по показу (без тщательной отработки движений) и подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений (на отдельных компо­зициях, доступных индвидуальным возможностям детей) с целью воспитания и раз­вития личности ребенка.


Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двига­тельных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень развития важнейших психических процессов — воли, произвольного внимания, му­зыкальной и двигательной памяти.

Далее, на основе развития пластических возможностей детей, расширения их двигательного опыта мы переходим к 3-му этапу — творческому самовыражениюв движении под музыку. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых компози­циях сразу заложена "вопросно-ответная" форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент — проигрыш, припев и т.д. Например, в композиции "Танцуйте сидя" дети на проигрыш сами придумывают общеразвивающие упражнения, на проигрыш в композции "Три поросенка" — пляску Поросят и т.д. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переклю-чаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой — готовят к импровизации на целостные музыкальные произведения.

Затем переходим к несложным творческим заданиям, к которым относится инсценирование песен. Например, в песне "Два барана" (муз. М.Козлова) дети по тексту исполняют движения по ролям (в образе двух Баранов — Белого и Черного), а в инсценировании песни "Расплата" дети изображают диалог Девочки и Кошки. Для подобных заданий подбираются песни с ярким, динамичным сюжетом, побуж­дающим к движению ("Кошки-Мышки", "Все мы делим пополам" В.Шаинского и др.). Процесс импровизации, обыгрывания песен более длительный, чем просто ра­зучивание. Так, в начале детям предполагается прослушивание песни, проговарива-ние текста, затем — игровые "пробы", в которых дети пытаются выразить в движе­ниях содержание песни. Роль педагога — наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, но ни в коем случае не перехватывать их инициативу, а помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.

Старшим дошкольникам и младшим школьникам могут предлагаться и более сложные задания — например, пластические импровизации на классическую музы­ку (см. в прил. сценарий сюиты на музыку М.Мусоргского "Картинки с выставки") или сочинение сказок, "балетов" и т.д. (см. в прил. 4, включенные в постановку сказки и танцы, которые придумали сами дети).

На этом этапе работы можно использовать следующие методические приемы:

слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов*;

подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ;

пластические импровизации детей, "пробы" — без показа педагога;

показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.

Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать актив­ность детей. Как правило, такая необходимость возникает в связи с оформлением движений, придуманных детьми, в единую композицию, так как это еще сложно для дошкольников и младших школьников (да и для взрослых это не просто!).

*См. Буренина А. И. Мир увлекательных занятий. — СПб., 1999.


Наиболее удобным способом развития танцевального и игрового творчества детей, на наш взгляд, является инсценирование популярных сказок, таких как "Муха Цокотуха" К.Чуковского, "Кошкин дом", "Двенадцать месяцев" С.Маршака и др.*

Итак, резюмируя сказанное, подчеркнем, что импровизация как у детей, так и у взрослых возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого вооб­ражения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения. Так же считал и Жак Далькроз: "Когда все, что касается ритма и техники, перейдет в категорию автоматического, — все внимание освободится для передачи облеченного в ритм и звуки чувства"**. Поэтому, если мы хотим достичь действительно художе­ственной, а не примитивной интерпретации музыкальных произведений в пластике, необходима большая и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим.И тогда дети будут развиваться, обучаться движениям легко и непроиз­вольно, незаметно для себя осваивая разнообразные и сложные двигательные комби­нации. А это в свою очередь будет стимулировать их общее развитие.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.