Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эксплуатация скважин погружными центробежными насосами



Эксплуатация скважин штанговыми глубинными насосами нашла широкое применение в нашей стране и до настоящего времени является одним из наиболее распространенных способов Добычи нефти. В то же время с ростом обводненности продукции, особенно в конце 2-й стадии разработки месторождения, а также на 3-й и 4-й стадиях, с целью недопущения резкого падения добычи нефти требуется больше отбирать жидкости из скважин, но глубинными штанговыми насосами практически возможно отбирать не более 40-50 м3/сут.

Кроме того, межремонтный период штанговых глубинных установок в среднем составляет не более 260-280 суток. Наряду со штанговыми глубинными насосами с середины 60-х годов на промыслах Самарской области, Татарии, Башкирии и в других нефтедобывающих объединениях начали внедрять электроцентробежные погружные насосы (ЭЦН). Уже к 1970 году электро-центробежными погружными насосами эксплуатировалось около 5 тысяч скважин, из которых добывалось 84 млн. тонн нефти, а из 37000 скважин, оборудованных штанговыми глубинными насосами, добывалось 65 млн. т нефти.

В этот период в основном внедрялись погружные электроцентробежные насосы производительностью 40, 80, 120, 160 и 200 м3 /сут. В то время дебит глубинно-насосных скважин в нем равнялся 10-15 т/сут.

 
 

Следует отметить, что большая роль во внедрении погружных центробежных насосов на промыслах в нашей стране надлежит Особому конструкторскому бюро (ОКБ, г. Москва), которым руководил А.А. Богданов. Работники ОКБ были постов на промыслах, в первые годы внедрения они монтировали и выводили на режим ЭЦН, демонтировали установки. ОКБ вместе с промысловиками проводили анализ работы установок, выявляли причины выхода их из строя и т.д. В результате уже к концу 30-х годов межремонтный период погружных электроцентробежных насосов (ЭЦН) составлял 400 и более суток, а на некоторых скважинах ЭЦН работали по 2-3 года без подъема.

Электроцентробежные погружные насосы имеют значительные преимущества перед глубинными штанговыми насосами:

1. Простота наземного оборудования;

2. Возможность отбора жидкости из скважин до 1000 м3/с;

3. Возможность использовать их на скважинах с глубиной более 3000 метров;

4. Высокий (от 500 суток до 2-3 лет и более) межремонтный период работы ЭЦН;

5. Возможность проведения исследований в скважинах без подъема насосного оборудования;

6. Менее трудоемкие методы удаления парафина со стенок насосно-компрессорных труб;

7. Повышение культуры производства.

Все это способствовало тому, что в последующие годы ЭЦН нашли широкое применение, особенно для эксплуатации обводненных, высокодебитных наклонных и глубоких скважин. Установка погружного центробежного электронасоса (рис. 102) состоит из погружного электронасоса 4, спускаемого в скважину насосно-компрессорных трубах 5, погружного электродвигателя 1, специального круглого и плоского бронированного кабеля питающего электродвигатель электроэнергией, протектора, станции автоматического управления 10, автотрансформатора.

В собранном виде электродвигатель располагается внизу, над ним - гидрозащита (протектор), над протектором - насос. Эти узлы соединяются между собой фланцами. Валы электродвигателя, протектора и насоса соединяются между собой с помощью шлицевых муфт. В погружном электроцентробежном агрегате электродвигатель расположен под насосом. Поэтому насос имеет боковой прием жидкости, которая поступает в него из кольцевого (межтрубного) пространства между эксплуатационной колонной и электродвигателем через фильтр-сетку 3. Электрический ток для питания погружного электродвигателя подводится к нему по специальному бронированному трехжильному круглому кабелю, который спускается в скважину вместе с насосно-компрессорными трубами и крепится к ним металлическими поясами. На участке несколько выше насоса и до подключения к электродвигателю применяется плоский кабель, который крепят к насосу и протектору также металлическими поясами. Плоский кабель применяется для максимального уменьшения диаметра погружного агрегата.

Наземное оборудование скважин состоит из устьевой арматуры 7, ролика 8, барабана со стойками для кабеля 11, автоматической станции управления 10 и автотрансформатора 9. С помощью автоматической станции управления вручную или автоматически включают или отключают погружной насосный агрегат и контролируют его работу. Автотрансформатор предназначен для компенсации падения напряжения в кабеле 6, подводящем ток к погружному электродвигателю 1.

Для защиты от атмосферных осадков автотрансформатор устанавливается в будке. Устьевая арматура 7 служит для направления продукции скважины в выкидную линию, герметизации затрубного пространства с учетом ввода в скважину кабеля и перепуска попутного нефтяного газа из затрубного пространства в выкидную линию при значительном увеличении его давления. Ролик предохраняет кабель от перегибов при спускоподъемных операциях. Барабан служит для перевозки кабеля, а также для более легкого разматывания и сматывания его при спуске и подъем насосной установки из скважины.

Устьевое оборудование при эксплуатации скважин погружными электроцентробежными насосами состоит из тройни и задвижки, устанавливаемой на выкидной линии. Насосно-компрессорные трубы подвешиваются на фланце обсадной колонны с помощью специальной планшайбы.

Электроцентробежный погружной насос работает следующим образом.

Электрический ток от промысловых электроподстанций через автотрансформатор 9 и станцию управления 10 поступает по кабелю 6 к погружному электродвигателю (ПЭД) 1, в результате электродвигатель начинает вращаться и одновременно вращает вал насоса и проводит электроцентробежный насос в действие. Во время работы агрегата жидкость всасывается центробежным насосом через фильтр-сетку 3, установленный на приеме насоса и нагнетает ее по насосно-компрессорным трубам на поверхность. Для того чтобы жидкость при остановках насосного агрегата не протекала из насосно-компрессорных труб в скважину, в НКТ над погружным насосом устанавливается обратный клапан.

Над насосом устанавливается также спусковой клапан, через который жидкость из насосно-компрессорных труб во время их подъема сливается в скважину.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.